Развитие мобильной техники и цифровизация бизнес-процессов привели к активному росту рынка фриланса в России и мире – более чем на 20% каждый год. Глобальное опустошение офисов, связанное с пандемией коронавируса, ускорило темпы и существенно повысило лояльность управленцев к удаленному формату работы. В результате люди получили возможности, которые раньше были для них недоступны: место работы в любой точке мира, гибкий график, совмещение интересных проектов с высоким доходом.
Gig-экономика: динамика развития, анализ рынка
Весомый импульс к развитию получила gig-экономика. Речь идет о системе работы, когда специалистов приглашают на конкретные проекты с четко обозначенными сроками выполнения задач без приема в штат. То есть нанимают по краткосрочному договору фрилансеров, имеющих возможность параллельно работать над иными проектами для других организаций.
Чтобы лучше понять значение ныне распространенного выражения «gig-экономика», можно обратиться к этимологии слова gig. Его, к примеру, использовал американский писатель Джек Керуак, когда писал в 1952 году о временной подработке на железной дороге в Сан-Хосе.
В то же время словом gig представители бит-поколения называли дело, которое приносит деньги и от которого можно отказаться в любой момент.
Есть версия, согласно которой gig происходит от выражения get it going. В нашем контексте это может означать «взяться за работу».
Эксперты PwC провели исследование и выяснили, что количество людей, предпочитающих краткосрочные контракты на внештатной работе, резко возросло. В США их уже больше 40 млн. В России – порядка 12 млн. По прогнозам Financial Times, к середине нынешнего века в таком формате будет сотрудничать с организациями около 80% трудоспособного населения.
Зачем компаниям сейчас нужны фрилансеры? С их помощью можно закрыть дефицит компетенций, которых организациям в настоящее время не хватает. Удаленщики готовы выполнять задачи, которые управленцы не поручают штатным сотрудникам из-за их текущей нагрузки.
Другой вопрос, как быстро найти одного специалиста или целую команду на краткосрочный проект? Для этого существуют human cloud платформы. Разберемся, в чем их ценность и как с ними работать.
Работа с human cloud платформами: российский опыт на примере «Профессионалы 4.0»
Появление human cloud платформ позволило организациям удобно и безопасно работать с фрилансерами. Они помогают оперативно найти нужных профессионалов, выбрать тех, кто лучше подходит, оформить с ними отношения и организовать работу.
Ключевые преимущества human cloud платформ
В мире сейчас существует более 800 human cloud платформ – крупных, небольших и нишевых. Часть из них работает в сфере B2B. И если на B2C-платформах удаленщиков нанимают физические лица (например, Uber), то в данном случае с фрилансерами работают организации.
Главное отличие — в масштабе, трудоемкости и сложности проектов. Одно дело — позвать электрика вкрутить лампочку, и совсем другое — разработать сложную финансовую или геологическую модель. В таких проектах нужна как минимум подтвержденная квалификация
Часто для сложных и масштабных проектов крупных компаний или органов власти нужны не один-два фрилансера, а целая команда. С этой задачей справляются далеко не все платформы. Можно в качестве примера назвать Gigster и Business Talent Group (BTG). Gigster специализируется на поиске специалистов для разработки программного обеспечения. BTG фокусируется на консалтинге и менеджменте.
В России развитию gig-экономики способствует созданная специалистами «Газпром нефти» платформа «Профессионалы 4.0». Ее существенный плюс в том, что она не ограничивает себя отдельными отраслями. Здесь готовы привлекать высококвалифицированных специалистов под разные задачи — от разработки сайта до консалтинга.
База платформы насчитывает более 35 тысяч профессиональных фрилансеров, отличающихся предпринимательским подходом к жизни и готовностью брать на себя ответственность за свою карьеру и профессиональное развитие. Большая часть из них – специалисты с компетенциями в IT, юриспруденции и финансах.
По словам представителей площадки, human cloud полезны там, где делается акцент на скорости реализации проектов и вывода продуктов на рынок. Отраслевая принадлежность при этом принципиальной роли не играет.
Подробнее о том, как работать с российской платформой «Профессионалы 4.0», можно узнать при прохождении онлайн-интенсива «Управление гибкими командами».
Фрилансеры и гигстеры
Для привлечения фрилансеров к своим проектам и создания гибкой команды нужно знать, каким мотивационным крючком их проще всего зацепить. Американский предприниматель и HR-гуру Джон Янгер считает, что удаленщики с точки зрения мотивации делятся на два класса: фриласеров и гигстеров. Фрилансеры, по мнению Янгера, сами ищут заказчиков. Гигстеры предпочитают задачи, не требующие высокой квалификации.
Формирование гибких команд
Что привлечь на проект лучших удаленщиков, следует:
четко формулировать ожидания от специалистов;
транслировать, что в вашей компании уважают фрилансеров;
подсвечивать лучшие черты вашего проекта;
вовлекать в найм фрилансеров HR вашей компании.
В процессе выбора кандидата важно проверить уровень образования и профессиональные навыки фрилансера, оценить его личностные и лидерские качества, изучить его опыт реализации проектов. Стоит также обратить внимание на следующие soft skills: адаптивность, проактивность и способность работать в удаленном режиме.
Перед формированием гибкой (gig) команды нужно знать, чем она отличается от традиционной:
На успех работы гибких команд влияют три важных фактора. Речь идет о доверии, оптимизме и конструктивном взаимодействии.
На наличие доверия в команде могут указать четыре признака: выполненные обещания, успешное разрешение разногласий, адекватное поведение в ситуации риска и взаимная забота о членах команды. Оптимизм нужен, потому что он помогает команде справиться со сложностями, стимулирует креативность, устойчивость и проактивность.
Чтобы фрилансеры хорошо вписались в процесс работы над проектом, нужно дать им возможность почувствовать себя частью команды. Также важно облегчить существующие политики и процедуры в вашей организации и убедиться, что они не ущемляют интересы удаленщиков.