Состояние замешательства и принятие решений | блог Новая Эпоха

«Тильт» и игры разума

10 мин
528

«Тильт» и игры разума обложка

Успех в покере зависит во многом от психологической устойчивости, интеллекта и осознанности игрока. Под воздействием различных факторов он может в процессе игры потерять контроль, впасть в состояние, обозначаемое покерным термином «тильт». Как оно проявляется, чем грозит, как из него выходить и что поможет его избежать, полезно знать модератору, предпринимателю или руководителю проекта. Эти знания пригодятся для управления стрессом и принятия решений.

Профессиональный игрок в покер Брин Кенни выиграл 1 августа 2021 года более 20 миллионов долларов. Это самый крупный выигрыш в истории покера. Интересно, что тема призовой суммы не стала основной в интервью, которое Кенни дал после игры.

«Дело даже не в деньгах. У меня были и светлые, и темные полосы. Но я понял, что чем больше совершаешь плохих вещей, тем хуже себя ощущаешь. Желайте людям добра вне зависимости от того, что они вам сделали. Иначе дурные мысли будут отравлять вашу жизнь. Никого не судите и оказывайте помощь тем, кто в этом нуждается», – заявил журналистам победитель.

Так, по мнению Кенни, критическим фактором успеха в области больших денег следует признать правильное отношение к жизни и психологическую стабильность. Высокие ставки, давление эмоций, колоссальный объем неопределенности требуют от игрока максимальной концентрации, самодисциплины, умения просчитывать варианты и особой компетенции – противостояния «тильту».

Tilt с английского переводится на русский как «наклон». Одно из описаний этого состояния – «потеря контроля» в ответственные моменты. «Тильт» – состояние замешательства, вызванное воздействием эмоциональных, игровых, личностных факторов. Находясь в «тильте», игрок начинает принимать неверные решения и выбирать иррациональную стратегию, проявлять агрессию или фатальную пассивность. Сопротивление «тильту» или намеренное введение оппонента в «тильт» – важнейшие аспекты психологии покера.

Поражение или победа

Две причины возникновения «тильта»: успех или неудача, поражение или победа.

Поражение может быть вызвано разными факторами: неудачной раздачей карт (дисперсией), поведением других игроков и личными ошибками. Поражение может быть единичным, а может стать последовательностью провалов, настоящим испытанием на прочность.

Победа также может приводить к потере психологической устойчивости.

Эйфория от неожиданного выигрыша или череды удач создает иллюзию всемогущества. Пораженческий и победный «тильт» могут привести к одним и тем же последствиям – плохим решениям и неизбежной катастрофе. Так же происходит в бизнесе или деловой коммуникации.

В бизнесе, как и в покере, нам приходится мириться с тем, что на длинном отрезке времени получаемые результаты могут не соответствовать нашим усилиям и способностям. Изменчивое окружение и неопределенность в один момент сокрушает наши планы, лишая надежды. А на пике успеха нас часто «заносит», и мы «тильтуем», то есть допускаем нелепые ошибки, хотя в то же время можем быть в шаге от новых выдающихся результатов.

Как проявляется «тильт»

Стресс и «тильт» – похожие понятия. Но есть разница. Стресс – это адаптация к внешним факторам (реакция на стрессор). «Тильт» – это потеря контроля под влиянием внутренних психологических процессов.  

«Тильт» проявляется через проблемы в трех областях: эмоциях, уверенности, мотивации. Представим ситуацию. Вы руководитель большого проекта, крайне важного для компании. У вас есть поддержка от руководства и крутая команда. Проект важный, но сложный. Поэтому вы тщательно продумали систему мотивации.

Всех участников ожидает существенная премия по результатам проекта. Вы используете новую информационную систему управления проектом. Каждую неделю проводите собрания и открытые дискуссии. Уютный офис, тимбилдинг, мотивационные спичи, бесплатный кофе, плюшки.

Но есть и другая сторона. Все члены команды знают, что если проект будет провален, то их ждет неизбежное увольнение.

Несмотря на отличные условия и мотивацию, люди работают вяло, сроки и объем работ под угрозой срыва. В чем дело? Вы и ваши люди в «тильте» под влиянием тревожности.

«Тильт» – это всегда переплетение нескольких факторов. Эмоции сильнее разума и логики. Гнев может быть разрушительным. Страх может парализовать. Эйфория делает нас уязвимыми. Тревожность действует как мина замедленного действия. Мы часто не замечаем наше эмоциональное состояние и взаимодействуем с людьми, будучи токсичными.

Уверенность – как маятник. Она может превращаться в самоуверенность, и тогда мы перестаем принимать новое, отказываемся развиваться, полагаясь только на то, что уже знаем. В то же время недостаток уверенности убивает самооценку и инициативу, вызывая ожидание поражения.

Сильная мотивация также может вызывать «тильт». Согласно закону Йеркса-Додсона, чтобы какая-то деятельность была успешной, уровень мотивации должен быть достаточным, но не слишком сильным. Избыточная мотивация повышает тревожность и вводит человека в психоэмоциональное напряжение. Как следствие, возникают «тильт», волнение и стресс. Продуктивность и эффективность работы резко снижается, количество ошибок повышается, люди перегорают.

В практике модерации встречается ситуация, когда модератор допускает случайную смысловую или лексическую ошибку, на которую обращает внимание группа. Эта ситуация воспринимается модератором как публичное поражение. Он впадает в «тильт», начинает вести себя агрессивно и теряет шансы на эффективное продолжение работы.

Ключи к работе с «тильтом» находятся в концепции равновесия. Если вы в тильте («эмоциональном наклоне»), то вас что-то наклонило. Вы потеряли равновесие. Не надо бороться с собой, примите, что у вас такой характер. Вам нужно найти равновесие: связь между проявлением «тильта» и его причиной. Важно не бороться с реальностью или симптомами проблемы, а заняться тем, что «на другой стороне весов».

Важно не бороться с собой и своими эмоциями. Потому что эмоции – это не проблема, эмоции – это ключ к мастерству. Проживите эмоции, примите себя, работайте с собой.

Не нужно игнорировать свои слабости и заниматься развитием только сильных сторон своей личности. Уверенности это не добавит. Уверенность будет результатом проработки своих слабостей и синхронного развития сильных сторон.

Нужно пересмотреть систему мотивации. Мотивации не должно быть много, а столько, сколько нужно для решения соответствующей задачи. Например, для сложных задач не нужна сильная мотивация, сложным задачам нужна спокойная концентрация.

Пример «тильта»: отличник на экзамене. Наверное, у всех есть такие знакомые, которые провалили экзамен не потому, что плохо подготовились или чего-то не знали, а потому, что переволновались. Потому что очень хотели достигнуть успеха.  На эмоциях неправильно заполнили бланки, забыли определения, не смогли сосредоточиться на вопросе, свело живот. В один миг случились все возможные неприятности.

С чего начинают работу с «тильтом»

Возможно, вас это удивит, но работу с «тильтом» начинают с хорошо известного подхода к обучению взрослых людей. Эта модель основана на последовательном осознании своей некомпетентности, преодолении сопротивления, выработке навыков и умений и создании новых устойчивых компетенций.

Не все, чему мы учимся, мы используем.


Уровень 1. Неосознанная некомпетенция. Вы не знаете, чего вы не знаете.

Другими словами, вы не осознаете, что вам недостает умений, причем это необязательно хорошо или плохо. Для некоторых людей счастье заключается в неведении. На этом этапе возникает серьезное сопротивление новому.



Уровень 2. Осознанная некомпетенция. Возникли первые серьезные вызовы.

Теперь вы в курсе того, что вам нужно подучиться, и вы знаете, в каких областях вам следует совершенствоваться. Вы начинаете осознавать свою некомпетентность либо в результате самоанализа после неудачи, либо благодаря чьей-то подсказке.



Уровень 3. Осознанная компетенция. Вы учитесь, и есть первые успехи.

Вы приобрели новые навыки через обучение и попробовали их на практике. Как новичку, чтобы проявлять свои новые способности, вам нужно постоянно думать о том, как все должно работать, иначе вы начнете ошибаться.



Уровень 4. Неосознанная компетенция. Вы начали владеть новым навыком на уровне автоматизма.

Это значит, что в сложной ситуации вы будете действовать по-новому и легко использовать приобретенные умения.

На длинной дистанции, попав в трудную ситуацию, мы, не сомневаясь, отбросим новые знания и умения, а задействуем то, в чем уверены: старые навыки и умения из области «неосознаваемой компетенции», те самые автоматические компетенции.

От большого количества пройденных тренингов люди не станут лучше работать и эффективнее справляться с вызовами и проблемами. Нас изменят: осознанность, самоанализ причин и действий, практика наблюдения своих эмоций и поддержка при первоначальных ошибках.

Важно понимать, что ошибка – это естественная часть человеческой деятельности. Мы не всегда играем свою лучшую игру.

Читайте также по теме: