Теория U. Лидерство из будущего | блог Новая Эпоха Управления

Теория U

8 мин
7872
Определение. Теория U – это концепция внутреннего лидерства в управлении изменениями, основанная на планировании шагов исходя из желаемого будущего. Обычно люди руководствуются опытом, но теория U предлагает не оглядываться назад, а смотреть вперед, доверяя своим чувствам наравне с доводами ума.

Чувствующее присутствие – обучение из будущего по мере его возникновения; внутренняя готовность лидера углублять сознавание реальности и себя в ней, настраиваться на возможности и действовать, исходя из своего наивысшего потенциала ради будущего, воплощение которого зависит от него самого.


Чувствующее присутствие реализуется благодаря трем основным принципам.

Принципы Чувства присутствия

Внутренняя траектория такого лидерства состоит из тонких сдвигов или переломных точек, возникающих на разных этапах.

Инструменты теории U
Инструменты теории U

1
Загрузка прошлых паттернов приводит к тому, что мир видится через призму привычных моделей поведения, сквозь которые не может пробиться ничего нового. Приостановка загрузки даст вам шанс сдержать голос осуждения и взглянуть на ситуацию под новым углом зрения.
2
Видение поможет расширить представление о реальности и взглянуть на себя с позиции наблюдателя. Перенаправление означает, что вы постигаете ситуацию сфокусировано и целостно, переключая внимание с внешнего контура (объекты) на ментальный (процессы, мысли). Главное – удерживайте себя на этом этапе от решения, чтобы не встать на «старые рельсы».
3
Прием сигналов от поля говорит о том, что вы рассматриваете ситуацию с точки зрения текущего момента и будущего, улавливаете взаимозависимые связи и отпускаете старые намерения и представления, чтобы изменить свое восприятие и не делать поспешных выводов.
4
Чувствующее присутствие (presencing) означает состояние, при котором вы можете подключиться к «глубочайшему источнику» внутри себя и соединиться со своим предназначением. Нужны время и тишина, чтобы ваши скрытые знания вышли на поверхность и вы смогли увидеть контуры будущего. Только так вы сможете впустить в себя новое, разрешить ему становиться.
5
Кристаллизация видения и намерений проясняет наилучшие возможности. Ваш фокус внимания вновь смещается на внешний мир для задействования. Вокруг вас возникает энергетическое поле, привлекающее нужных людей с нужными ресурсами, инструментами и идеями.
6
 
 Создание прототипа путем соединения головы, сердца и рук знаменует этап исследования будущего активным деланием. Что-то принимается, что-то отбрасывается, но вы уже подошли к воплощению нового, потому что начали экспериментировать. Пока это лишь наброски, минимальные решения, но из них уже вырисовывается контур грядущих перемен.
7
Исполнение: действие исходя из целого. Генеральная репетиция завершается, и инструменты приобретают слаженное звучание. Но и после внедрения в жизнь новое все еще продолжает развиваться.

У пространства U есть и обратная сторона медали – антипространство U, в котором возникающее будущее разрушается. Застревание в одной правде, в одном мирке и в одной воле представляет собой тупики, формирующие социальную патологию.

HERE BE DRAGONS

Анти-U. Как определить точки разрушения возникающего будущего

История вопроса. С 1996 по 2000 гг. профессор Массачусетского технологического института (MIT) Клаус-Отто Шармер вместе со своими коллегами провел 150 интервью с представителями компаний Кремниевой долины, а также с учеными, философами и деятелями культуры, чтобы выяснить, как в быстро меняющемся мире лидерам удается предчувствовать будущее.

Шармер счел, что традиционная эго-системная парадигма, ставящая интересы отдельных людей выше интересов большинства, не способна ответить на современные вызовы. Он противопоставил ей эко-системность, манифестирующую заботу о благосостоянии всех. Эта идеология легла в основу Presencing Institute, который он основал в 2006 году совместно со Школой менеджмента MIT Sloan. По мнению Шармера, мир должен обрести себя заново в осознании тотальной взаимозависимости: «Когда что-то происходит в китайском Ухане, это может повлиять на людей в любой точке мира в течение недель или месяцев».

Главный инструмент нового лидерства Шармер видит во внимании, которое человек обращает на зоны с наибольшим потенциалом, а затем и внутрь себя самого, приближаясь сознанием к слепому пятну – источнику своих убеждений. За вниманием следует энергия: когда он начинает видеть себя глазами других и системы в целом, ситуация размораживается и становится податливой для трансформации. В 2007 году Шармер отразил эти выводы в книге Theory U: Leading from the Future as It Emerges. В 2016 году он удостоился Leonardo European Corporate Learning Award в категории Thought Leadership, а в 2021 году Elevating Humanity Award от OD Network.

Применение. Теорию U применяют для создания новых продуктов (Hewlett-Packard), в управлении изменениями (Royal Dutch Shell) и реализации программ развития лидерства (Daimler и др.). Она предостерегает от участи корпоративных гигантов Kodak, Motorola, Polaroid и Nokia, которые слишком полагались на свой предыдущий опыт и игнорировали тренды.

Преимущества и ограничения. Теория U помогает отказаться от непродуктивных моделей поведения, которые мешают услышать людей, понять систему и изменить ее. Инструменты теории направлены на то, чтобы находить общие интересы, выстраивать отношения и прояснять совместные перспективы. Критик концепции социолог Стефан Кюль, считает, что теория U, претендуя на управление изменениями на всех уровнях, сосредоточена на прояснении позиций отдельных лиц в командах и не учитывает конфликты интересов, а ее этапы – грубое упрощение процесса принятия решений. В то же время Кюль не отрицает привлекательность «модной» теории, полагая, что она поощряет изменения в условиях в условиях быстро меняющегося мира, когда уже нельзя полагаться на знания сегодняшнего дня.

Читайте также по теме: