Определение. Теория поля – концепция Курта Левина, рассматривающая человека и группы людей как сложную напряженную систему (динамическое поле).
Поле в концепции Курта Левина1 – жизненное пространство, понимаемое как совокупность состояний человека и психологически значимых свойств его окружения. «Встать над полем» на языке теории означает выстроить свое жизненное пространство.
Факты и события по мере уменьшения или повышения значимости для человека могут мигрировать из жизненного пространства во внешнюю среду и наоборот. В жизненном пространстве личности есть внутренний регион и перцептуально-моторный слой ®, который отделяет человека от внешней среды так, что тот не контактирует с ней напрямую.
Внутренний регион – внутриличностная сфера, которая поделена на ячейки. Ячейки – это потребности человека. С возрастом количество ячеек во внутреннем регионе увеличивается, так как число потребностей растет.
Перцептуально-моторный слой ® – неструктурированная сфера, обеспечивающая взаимодействие между внутренним регионом и внешней средой. Вход в P означает восприятие человеком средовых факторов, выход – направленное во внешнюю среду действие.
Как же меняется поведение человека с учетом его жизненного пространства? Курт Левин ответил на этот вопрос своей формулой поля:
B = f (Р, Е)
где B – поведение, вытекающее из производной функции двух взаимозависимых переменных:
Р – внутренних факторов человека,
Е – окружающей среды с ее психологически значимыми для человека свойствами2.
Итак, поведение зависит от непрерывного взаимодействия человека и окружения. При этом любое изменение в теории поля рассматривается не как событие, а как нарушение баланса действующих сил. Личность меняется, если происходят изменения:
в его мотивации, то есть появляются новые потребности или меняются прежние;
в его восприятии прошлого, настоящего и будущего.
Группа в теории поля также рассматривается как динамическое целое – поле, где совокупное поведение складывается из сил симпатий/антипатий, лидерства и авторитета.
Левин утверждал, что «обычно легче изменить индивидов, организованных в группу, чем изменить любого из них по отдельности». Для группового изменения необходимо:
оценить ситуацию, то есть определить главные действующие силы;
усилить те из них, что содействуют изменениям;
уменьшить те из них, что противодействуют изменениям;
изменить знак валентности противодействующих сил.
Этот алгоритм Курт Левин представил в своей трехэтапной модели изменений.
Модель показывает, что сначала надо сделать анализ силового поля и разбалансировать группу, то есть расшатать утратившие актуальность установки, затем осуществить переход к актуальным, и наконец, добиться баланса на новом уровне, то есть «заморозить» изменения.
История. Теория поля изначально появилась в естествознании и математике, когда ученые обратили внимание на электрические и магнитные поля. С 1940-х годов она укоренилась в социальных науках благодаря работам «американского периода» немецкого психолога Курта Левина3. Свою теорию поля Левин называл методом анализа причинных связей и научных конструктов. В противовес психоанализу Зигмунда Фрейда он настаивал на важности настоящего, а прошлое считал значимым лишь постольку, поскольку оно как-то отражено в настоящем.
Признанная одной из самых нестандартных в объяснении поведения личности и групп, теория поля оказала большое влияние на становление психологии деятельности (в России – работы Льва Выготского и Алексея Леонтьева), психологию личности, гештальтпсихологию и ряд других направлений. Влияние теории поля прослеживается в теории мотивации достижений Джона Аткинсона, теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера и теории социальной перцепции Фрица Хайдера. Идеи Левина развивали его последователи Малкольм Парлетт4 и Гордон Уилер 5.
Исследователи до сих пор опираются на идеи Курта Левина при разработке и тестировании новых теоретических моделей поведения человека. Например, финский социальный психолог Куллерво Райнио развивает теорию, основанную на вероятностных оценках перехода психологического поля от одного состояния к другому, а Дэвид Фандер в рамках проекта The Riverside Accuracy Project использовал метод Q-сортировки, созвучный «полевым» идеям, создав списки 100 типичных личностных черт, 68 типичных форм поведения и 90 типичных ситуаций для анализа оценки и восприятия личности.
Применение. «Полевой» подход отвечает актуальным запросам новой эпохи управления: он может быть использован в менеджменте персонального и организационного развития, в управлении процессами и изменениями и в разрешении конфликтов. Так, трехэтапная модель «разморозка – переход – заморозка» хорошо зарекомендовала себя как инструмент управления изменениями.
Дифференциация прежде неструктурированной области стала хорошей альтернативой повторению и нашла свое отражение в коучинге как метод изменения когнитивной структуры. Для саморазвития значимым стало понимание условий регрессии и ретрогрессии, то есть отката к более ранним формам поведения, закрепленным в памяти человека, а также знание барьеров личностного роста:
1
низкая дифференциация личности,
2
непрочные границы жизненного пространства,
3
фиксация на отдельном регионе,
4
пресыщение.
Преимущества и ограничения. Курт Левин разработал теорию и методологию, связывающие достижения фундаментальных наук с практикой. Современники упрекали Левина в излишней математизации социальных закономерностей и критиковали за слишком громоздкие изображения простых психологических ситуаций. Эдвард С. Толмен указывал на неясность того, как именно среда производит изменения в жизненном пространстве. Флойд Олпорт считал, что есть риск запутаться в ментальных и физических барьерах внешнего мира, а Роберт У. Липер и Генри Э. Гэррет не соглашались с ролью прошлого в объяснении мотивов.
Но благодаря «полевому» подходу мир получил возможность описывать поведение и отслеживать результаты от ситуации к ситуации в конкретных измеримых конструктах, что позволило по-новому взглянуть на управление изменениями.
1Левин, К. (2000). Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь.
2Lewin, K. (1935). Dynamic Theory of Personality. N. Y.: McGraw-Hill. P. 66-113.
3Левин, К. (2000).Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь.
4Малкольм, П. (2002). Раздумья о теории поля // Журнал практического психолога. №2-3.
5Уилер, Г. (2005). Гештальттерапия постмодерна: на границе индивидуализма. М.: Смысл.