Лидер и племя | блог Новая Эпоха Управления
Коммуникации

Теория племенного лидерства

Как развивать корпоративную культуру через коммуникации

Инструменты
7 мин
Определение. Теория племенного лидерства – социолингвистическая иерархическая концепция, классифицирующая человеческие группы (племена) в зависимости от стадии развития корпоративной культуры по 5 уровням – от эгоцентризма и агрессии к командному творчеству. Типология построена исключительно на способах взаимоотношений внутри племени и речевом поведении его членов, отражающем коллективное мировоззрение.

Обзор «племен» разного уровня
Обзор «племен» разного уровня
Организация – сообщество, объединяющее несколько племен численностью от 20 до 150 человек. По словам социолога Дейва Логана, одного из авторов теории племенного лидерства, в западных компаниях одинаково малое число тех, кто находится на первой стадии и готов «тащить с работы каждый гвоздь», и тех, кто переживает пятую стадию и создает лучшее будущее. Большинство же – «звезды»-индивидуалисты, считающие себя профессионалами высокого уровня.

Второе место по распространенности занимают сотрудники, коротающие дни до зарплаты без особого усердия, которых также называют «окопавшейся посредственностью». А третье – командные игроки-стратеги, чаще всего являющиеся представителями крупных брендов и испытывающие гордость за место своей работы.

Распространенность «племен» в компаниях (в процентах)
Суть каждого скачка племенной эволюции состоит в том, чтобы взять все лучшее от предыдущего уровня и сделать шаг вперед. Перепрыгнуть через уровень нельзя, но развитие можно форсировать. Для этого лидеру нужно добиться численного перевеса сотрудников с желаемым типом поведения и культуры. Это непростая задача, ведь племена внутри компании могут конфликтовать, и единственный, хоть и затратный по времени способ «подтянуть» их – преобразить значительное число людей.

Файлы для скачивания:

Присоединитесь к числу подписчиков блога и скачивайте материалы без ограничения:

Успехом можно считать ситуацию, когда лидеру удается стабилизировать свое племя на 4-м уровне и периодически всем вместе подпрыгивать до пятого. Закрепиться на верхнем уровне не получится: «После короткой вспышки активности команды 5-го уровня спускаются на 4-й, чтобы перегруппироваться и заняться инфраструктурными вопросами, прежде чем, при возможности, вновь подняться на 5-й уровень. В такие моменты спортсмены завоевывают золотые медали на Олимпийских играх и трофеи суперкубков, лидеры в бизнесе творят историю»1.

История вопроса. Теория племенного лидерства стала результатом десятилетнего исследования Дейва Логана, Джона Кинга и Хэли Фишер-Райт, которые опросили более 24 тысяч сотрудников из 20 компаний. Их удивило превосходящее число «звезд»-индивидуалистов в организациях, но они нашли этому простое объяснение: в сотрудниках издавна воспитывают карьеризм, а менеджеры привыкли общаться авторитарно, и больше шансов на рост в компании обычно у тех, кто уверен в себе и готов активно «работать локтями».

Основываясь на идее Кеннета Берка о терминистических экранах 2, авторы теории предположили, что язык не только отражает реальность, но и формирует ее. Поэтому на каждое племя можно повлиять, если подобрать правильные слова.

Терминистический экран – набор символов, который становится экраном или сеткой доступности, через которую мы воспринимаем мир.

Например, если лидер столкнулся с проблемой в коллективе, он говорит племенам второго уровня: «Ситуация должна измениться, нельзя больше это терпеть». Затем он обращается к племенам третьего уровня: «Я знаю, как исправить ситуацию». И наконец, спрашивает племена четвертого: «Коллеги, что нам сделать, чтобы улучшить свое положение?» Поэтому настоящий лидер должен владеть языками всех своих племен.

Применение. Теория племенного лидерства перекликается с моделью спиральной динамики, ее можно использовать как ориентир для личной и командной самоидентификации и определения зон роста и применять для управления динамикой организационного поведения. При этом важно:

правильно определить исходный уровень и соблюдать поэтапность, так как со второго уровня на четвертый перескочить не выйдет;
общаться с племенем на языке следующего уровня, но не выше, иначе вас не поймут;
формировать корпоративную культуру исходя из внутренней потребности всех участников, а не из императива: во что бы то ни стало станем «мы – крутые». В случае навязывания велик риск скатиться в каргокульт – выполнение «ритуальных» действий, искажающих смысл идеи.

Преимущества и ограничения. Плюсы теории племенного лидерства – простота, наглядность и доступность изложения. Однако обратная сторона универсальности – упрощение некоторых моментов. Так, изменения могут запросто упереться в потолок роста топ-менеджмента. Видимо, поэтому книга «Лидер и племя» получила противоречивые оценки – от скептических рецензий в стиле «очередной красивый управленческий миф» до восторженных отзывов СЕО («евангелие нового менеджмента», «лучший метод руководства компаниями», «понятная дорожная карта к новой реальности управления организациями, карьерой и жизнью»).

Кроме того, любой уровень эволюции индивида сводят к набору поведенческих и речевых характеристик человека, не учитывая способ мышления и логику развития ценностей. Утилитарный подход «измените язык племени — и вы измените само племя» не берет в расчет культурно-средовые, индивидуально-психологические и иные факторы. А ведь залог общего триумфа в изменениях – успех каждого их участника.


1Логан, Дэйв, Кинг, Джон, Фишер-Райт, Хэли. (2017). Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры. М.: Манн, Иванов и Фербер.

2Burke, K. (1968). Language as Symbolic Action: Essays on Life, Literature, and Method. Berkeley: University of California Press.