Человека с низким уровнем резильентности можно сравнить с простым часовым механизмом, обладающим заводной пружиной, которая может ослабнуть и перестать обеспечивать работоспособность часов, если ее регулярно не заводить вручную. Высокий уровень резильентности — это «функция автоподзавода». При ее наличии достаточно просто вести активный и здоровый образ жизни, и тогда «механизм» будет работать исправно и без остановок. На какие бы вызовы ни приходилось реагировать, «заводная пружина» будет сама возвращаться в заряженное состояние.
Из физики в психологию
Что такое резильентность? Этот термин психологи позаимствовали у физиков. В переводе с английского resilience означает «упругость». Физики употребляли это слово, когда хотели указать на способность физического тела возвращаться к изначальной форме и положению после сгибания, сжатия или растяжения.
В Американской психологической ассоциации под резильентностью подразумевают способность человека адаптироваться и быстро восстанавливаться после изменений, проблем, неудач, разочарований или продолжительного стресса. Психологи рассматривают эту способность как приобретаемую в процессе практики компетенцию, а не как личностную черту. Ее взращивают на долгосрочную перспективу, чтобы потом быть готовым ко всему и сохранять в стрессовых ситуациях физическое и ментальное здоровье, а главное — человеческое достоинство.
В качестве синонима резильентности можно употреблять слово «жизнестойкость». Во многом эти определения совпадают. В контексте практики «прокачивания» этой способности отдается предпочтение иноязычному термину.
Эксперты рекомендуют не путать резильентность со стресс-менеджментом. Стресс, как правило, кратковременная реакция организма, начальный уровень интенсивности переживаний. А происходящие вокруг «исторические события» вызывают не только стресс, но и моральные конфликты, внутренние кризисы, которые сложно преодолеть при помощи йоги, эфирных масел и прогулок. Поэтому практики стресс-менеджмента (дыхание, управление эмоциями и др.), действительно полезные в моменте, на спринтерской дистанции во время изнуряющего марафонского забега с препятствиями могут оказаться малоэффективными.
Устойчивость на длительной дистанции, нашу резильентность, обеспечивает обширный набор практик из самых разных контекстов: когнитивного, эмоционального, социального и даже экзистенциального. Навыки стресс-менеджмента, управления своим состоянием — лишь одна из составляющих такой устойчивости.
Вхождение в первую десятку
Актуальность и востребованность резильентности в нынешних жизненных реалиях привело ее в список самых значимых навыков по данным Мирового экономического форума. В первую десятку она вошла впервые и фигурирует в прогнозе на 2025 год. Пока еще не на первых позициях.
Пять компонентов резильентности
Представленная модель резильентности — достаточно системная и комплексная. Она состоит из пяти компонентов (адаптивность, эмоциональная саморегуляция, социальная поддержка, оптимизм, смыслополагание) и показывает, где человек может брать источники своей силы, свои ресурсы, свою радость. В итоге — свою жизнестойкость.
Адаптивность – когнитивный компонент. Умение отказываться от привычных паттернов мышления и действовать адекватно сложившейся ситуации, окружающей среде. Применять когнитивную гибкость и мыслить критически.
Эмоциональная саморегуляция – умение управлять своим эмоциональным состоянием: понимать его, улучшать и ни в коем случае не подавлять. К этому компоненту относится и использование техник стресс-менеджмента. Помимо соблюдения режима сна, питания и движения, это дыхательные практики, массаж, прогулки на природе, ароматерапия, объятия близких и др.
Социальная поддержка – очень актуальна. Многие ощутили, как важно иметь свою стаю, своих людей, на которых можно опереться. Я знаю, на кого могу опереться, эти люди дают мне силу. В свою очередь, я точно так же могу помогать другим людям, могу чем-то с ними делиться. В этой синергии, в этом балансе мы становимся мощным деревом с разветвленной корневой системой.
Оптимизм – здесь не просто бытовое понимание этого термина, когда мы верим, что все будет хорошо. Это научный концепт, основанный на идеях Мартина Селигмана. Оптимизм как противопоставление беспомощности и пессимизму. Осознание наличия выбора в любой ситуации. Вера в то, что мы всегда можем что-то изменить, на что-то повлиять, пусть и в небольшом масштабе.
Смыслополагание – экзистенциальный контекст. Речь идет про долгосрочную перспективу, про присоединение к чему-то большему, чем ты сам. Смыслополагание тоже может стать мощнейшим источником нашей силы. Здесь уместно вспомнить распространенную фразу: «Если ты знаешь зачем, то тебе возможно любое как».
Пользуясь этой моделью, попробуйте примерить на себя все пять компонентов. С какими из них у вас всё в порядке, а какие в дефиците? На развитии каких компонентов вам стоит сфокусироваться, чтобы повысить свой уровень резильентности, свою устойчивость? Чем больше компонентов вы задействуете, тем больше опор у вас будет в сложных ситуациях и тем быстрее вы вернётесь в ресурсное состояние.