Создание команды: «удобные» сотрудники | Блог BITOBE

Покупка социального мира

7 мин
223

Покупка социального мира обложка

Что скрывается за словами «покупка социального мира»? Это когда руководитель или компания берут к себе в команду «удобных» для выполнения задач сотрудников или по различным причинам думают, что эти сотрудники выполнят данные задачи. Стоит быть готовыми, что такие ожидания не оправдаются, и, возможно, поступить по-другому.


Что происходит с сотрудниками и работодателями после «покупки социального мира», которая не привела к ожидаемым результатам?

Сотрудники: кто-то уходит сам, а с кем-то работодатель вынужден прекратить взаимодействие. В первом случае быстро происходит переоценка своего опыта, желаний и возможностей, а также условий, предложенных работодателем, непосредственных задач, которые нужно выполнять, и, конечно же, рабочей атмосферы внутри организации.

Во втором случае сотрудники до последнего пытаются изменить ситуацию, решая поставленные задачи. Смысл тот же, только здесь люди все же старались что-то делать, но по определенным причинам у них это не получилось.

Что происходит с работодателем? Он чувствует, что совершил ошибку при выборе персонала. А если таких сотрудников не один и не два? Тогда цена ошибки увеличивается в разы.

Возможно, надо было хотя бы не всех брать из одной команды. Другой момент: а дал ли работодатель время, возможности для выполнения задач новым сотрудникам?

Кейс про покупку социального мира

Расскажу свою историю из раннего опыта управления. Я открыл один магазин, а потом получил задачу открыть другой (больше по площади и целевым показателям).

Итак. Открытие магазина. Время – как всегда, «нужно вчера». Подбор персонала – как всегда, все непросто. Откровенно говоря, всюду проблем хватает.

Как поступить? Беру всю свою команду из своего же первого магазина и перевожу в свой новый, открывающийся. Конечно, мы нашли замену сотрудникам и сделали все грамотно, чтобы «не оголять» первый объект.

И вот процесс открытия. Команда, оборудование, товар, оформление. Алгоритм мне и моей команде хорошо знаком, мы вместе уже проживали такой опыт. Открываю успешно и не подозреваю, с чем я и моя команда столкнемся в дальнейшем.

После открытия, как говорится, началась совсем другая жизнь. Объемы работ здесь были в разы больше, и скорость реакции на принятие решений должна быть другой.

И конечно же, мы наломали дров, образно говоря. Пришлось выравнивать ситуацию, адаптироваться, обучать персонал справляться с новыми целями и задачами.  

Вопросы на тот период я же себе не задавал, а стоило бы!

Вопросы очень простые:


Будет ли моя команда из другого магазина готова к нагрузкам: ТО (товарооборот), потоку клиентов, поставкам, подготовке товаров к продажам и т. д.?

И что самое важное – сможем ли мы адаптироваться к этим новым реалиям?

Есть ли ресурсы у нас для этого, прежде всего, личностного характера?

А представьте себе, когда сотрудники из другой компании, и их много. Условия работы – другие. Ресурсы на выполнение задач – другие или их просто нет.

И это как раз характерная ошибка при подборе или переводе сотрудников из другого магазина или другой компании в новый магазин или другую компанию.

Почему?


Сотрудники привыкли работать в одних условиях, а сталкиваются абсолютно с другими.

Важный момент – ресурсы. Это краеугольный камень в данном вопросе. Ресурсы не то что другие, ресурсов может просто не быть.

Адаптация (интеграция, онбординг) обычно должна проходить до года, если речь идет о ритейле со всеми основными событиями в календарном году. Это как ЖЦТ (жизненный цикл товара), только здесь это жизненный цикл сотрудника. И в первый его год работы и жизни в организации нужно максимально включиться в сопровождение. А руководители хотят уже через пару месяцев получать результаты.

Компетенции сотрудников не совпадают с реалиями компании или новой ситуации.

Важен еще фактор подбора – как он был проведен? Ошибка на входе – типичная проблема (об этом тоже подробно рассказываю на интенсиве и в книге).

Представляете, какую серьезную ошибку можно сделать, не задавая себе такие вопросы?!

Выводы после покупки социального мира


Решая первоочередные задачи, думайте не о краткосрочной выгоде (как закрыть прореху в штате), а о долгосрочной перспективе.

Не берите сотрудников только из одной компании – они привыкли работать на определенных условиях. Это риск не оправдать доверие обеим сторонам.

Сотрудники в команде должны дополнять друг друга не только по своему опыту, но и по своим личностным компетенциям. Это возможно только в команде, собранной из сотрудников различных компаний.

Помните, что руководитель сам развивается, когда он берет к себе в команду сотрудников с различными компетенциями и из разных компаний.

Создавайте универсальную и поливалентную команду, подстраивающуюся под изменяющиеся условия.

Удивительно, но факт: далеко не все могут адаптироваться к текущим реалиям.

На входе в компанию подробно расскажите о позиции, условиях, возможностях, ресурсах.

Дайте сотруднику «адаптироваться по-человечески», обучая и сопровождая его.

Проводите собеседование вдвоем, делайте несколько фильтров (если есть такая возможность).

Задавайте различные вопросы, проверяя качества сотрудника, такие как гибкость, креативность, адаптивность и стрессоустойчивость.  

Цена ошибки очень высока, когда сотрудники взяты только из одной компании. Опыт есть –   применить невозможно (условия, стратегия и особенности компании).

Как поступать – каждый решит сам. Но помните, что вы работаете с людьми, а люди – самая ценная составляющая любой компании!
Игорь Загвоздкин, эксперт по развитию ритейла, автор книги и образовательного курса «Методология создания и представления товарного предложения»

Читайте также по теме: