
Как понять, что на самом деле движет молодыми талантами, способными развивать искусственный интеллект? Как управлять теми, чья мотивация не вписывается в классические HR-схемы, а эффективность измеряется не часами у монитора, а количеством прорывных инсайтов? Зумеры и искусственный интеллект – две актуальные темы, в которые нашим коллегам удалось проникнуть, используя Систему оценки ЭРА.
Это история о том, как поколение, о котором все и всюду говорят, получило свои цифровые портреты и нашло в них ключ к новой ступени эффективности. Ее рассказали ведущие подкаста «ЭРА оценки 18+», сертифицированные эксперты по системе оценки ЭРА Николай Рымарев и Елена Салихова. Они пригласили в эфир Максима Абрамова, руководителя лаборатории прикладного искусственного интеллекта Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра РАН.
Команда Максима прошла оценку ЭРА (подробнее о системе оценки можно узнать здесь). Лидер поделился инсайтами, которые ему показались наиболее интересными и полезными. Вот что он рассказал.
О команде
У нас кросс-команда: часть команды работает в блоке Корпоративно-инвестиционного бизнеса Сбера, в центре исследований и разработки Сбера; часть – в лаборатории прикладного искусственного интеллекта СПб ФИЦ РАН; часть – в Санкт-Петербургском государственном университете на кафедре информатики. И есть «прослойка» сотрудников, которые объединяют в себе все три места работы.
Мы занимаемся реализацией разных проектов и созданием множества решений, каждое из которых связано с применением технологий искусственного интеллекта.
Если говорить про лабораторию, то здесь сейчас есть три крупных трека. Первый – это анализ пользователей в условиях социоинженерных атак. Второй ключевой трек связан с разработкой портала, созданного для облегчения работы логистов. Третий – с большими языковыми моделями. Если упростить, то мы занимаемся организацией «соревнований» для больших языковых моделей и пытаемся их оценивать.
Те, кто сейчас занимается созданием и развитием искусственного интеллекта, – преимущественно молодые люди. Существенная часть команды – сотрудники младше 30 лет. Я сам как исключение – из категории постарше: «от 30 до 35 лет».
По гендеру показатели схожие: команда примерно на 50% состоит из девушек, на 50% – из парней.
«Свобода» как основной драйвер
У нас основной драйвер команды, согласно ЭРА, это «Свобода». Большая часть членов команды его разделяет, но понимают по-разному.
Я воспринимаю свободу как зависимость от меньшего количества контрагентов, свободу в выборе проектов. Как достижение определенного уровня успехов, которые позволяют тебе быть достаточно свободным в принятии решений.
Для ряда других членов команды – это возможность проводить свободное время так, как они хотят. Отдыхать в тех местах, которые они сами выбирают, уделять отдыху достаточное количество времени. Вообще, для части команды очень важен work-life balance.
Часть команды разделяет мое видение свободы, и мы здесь сонаправлены с ними.
Очевидно, что для молодых талантливых ребят, занимающихся таким серьезным делом, действительно важно выбирать, чем в тот или иной момент заняться, нежели делать что-то однотипное и рутинное.
У нас это точно так. Работа в той области, в которой мы трудимся, позволяет это делать, потому что задачи действительно меняются, появляются какие-то новые проекты. Вообще, наша область очень живая. То есть сложно очень заниматься какой-то тематикой долгое время без выхода на рынок.
«Безопасность» не востребована
Еще есть одна особенность нашей молодой команды – все сошлось на том, что самым невостребованным для нас драйвером является «Безопасность».
Видимо, молодость дает возможность не думать о последствиях тех или иных действий. Потому что просто еще нет достаточного жизненного опыта, не было возможности с этими последствиями столкнуться. Поэтому у нас «Безопасность» на очень низком уровне по шкале оценки.
Профиль команды: высокий уровень развития, единство цели
Когда разбирали профиль команды, меня удивило несколько вещей, но в позитивном ключе.
Во-первых, уровень развития команды. Мы находимся на высокой стадии, когда каждый понимает свою зону ответственности, каждый принимает свои задачи, не стесняется обсуждать их с другими членами команды.
Удивительным оказалось и то, что все члены команды (уж не знаю, насколько это было честно в их ответах), утверждают, что понимают нашу общую цель, все с ней согласны, всех она мотивирует. Я при этом после диагностики взял какое-то время на то, чтобы эту цель явным образом декларировать, облечь в слова.
Потому что действительно команда разная, нет какого-то единого большого продукта, который нас бы объединял. Часть команды делает один продукт, часть – другой. И нельзя сказать, что разработки этих продуктов очень сильно друг с другом пересекаются. Но есть какие-то общие звенья, в которых команда работает совместно.
Клановая структура
Еще из интересных моментов, которые выяснились в ходе диагностики: у нас клановая структура.
Из сказанного сотрудниками анонимно в ходе опроса – сплошной позитив. Никто ничего негативного не сказал. Говорили, что классно, комфортно и круто работать в команде. Задача вдохновляет, цели откликаются, все нравится. И это определило нас как клановую команду в силу того, что у нас оказалась достаточно низкая «Требовательность» в деструкторах.
То есть ребята боятся нарушить, видимо, какие-то личные границы, личные отношения. Из-за этого, скорее всего, показатель «Требовательность» у сотрудников находится на низком уровне.
Зато это компенсируется высокой требовательностью у меня. Она прямо идет вразрез с командой – сильно выше.
Ждем прорывных открытий
Я благодарен за возможность протестировать команду с помощью инструмента ЭРА. Он действительно дает возможность найти для себя какие-то важные инсайты. Как минимум, как-то структурировать у себя в голове, что вдохновляет команду, что движет ею.
До прохождения исследования ЭРА мы не задумывались над вопросом ценностей. И вот с опорой на результаты опросника, смогли эти ценности выявить, явно обозначить и четко сформулировать цель, а уже в соответствии с этим двигаться дальше.
Надеюсь, что это нам поможет быть более эффективными. Если вы через какое-то время услышите про какие-то прорывные открытия в области ИИ, мы можем смело разделить эти результаты с коллегами, которые провели это исследование.