Сегодня перед многими компаниями стоит задача быстро и эффективно перестроить текущие планы обучения в удобный дистанционный формат, который мог бы вовлечь людей в онлайне и не воспринимался бы ими как тягостная дополнительная нагрузка к насыщенному рабочему дню. Вопрос экономии времени также оказался не менее значимым. И если обучение HiPo и участников кадрового резерва не ставило его столь остро, то программы, рассчитанные на другие категории сотрудников, например на линейный менеджмент, столкнулись с этим вызовом в полной мере.
Что делает образовательное путешествие эффективным
Образовательное путешествие, или Learning Journey – термин, с которым вы уже наверняка встречались. Он пришел к нам из англоязычной литературы, но даже на Западе методология, которая используется в дизайне образовательных путешествий, очень сильно различается у разных провайдеров. Одни противопоставляют Learning Journey формальному обучению, считая это вполне достаточным, другие понимают его немного шире – как смешанное обучение с маршрутом по актуальным для обучающегося задачам. Наша методология строится на сочетании нескольких подходов и принципов, которые сложились в результате взаимодействия с российскими компаниями.
Образовательное путешествие – основанный на трековом и практико-ориентированном подходах инструмент мультиформатного смешанного обучения на рабочем месте, предназначенный для оптимального движения обучающегося по траектории освоения навыков до уровня осознаваемой компетентности.
Эффективность образовательного путешествия определяется его дизайном, который принципиально выстраивается:
с ориентацией на решение актуальных рабочих задач;
с фокусом на поддержание высокой динамики обучения и эффекта новизны;
с прицелом на «обучающую липкость», т. е. на формирование устойчивых знаний за счет их последовательного закрепления в разных интерактивных форматах и самостоятельной практической отработке;
в соответствии с мотивацией достижения обучающегося (речь идет об актуализации так называемых достижительных мотивов в каждом шаге обучения);
в рамках идеологии бережливого обучения (Lean Learning).
Добиться высокого вовлечения сотрудников и хорошей динамики в приросте нужных компетенций можно только тогда, когда вы осознанно конструируете весь маршрут обучающегося, опираясь на два базовых подхода: трековый и практико-ориентированный.
Что представляет собой трековый подход
Треки используются для развития конкретных навыков в рамках одной или нескольких компетенций. Они построены на принципе soft-to-hard-skills, то есть развитие «мягких» компетенций (soft skills) через освоение «жестких» инструментов (hard skills).
Трек – последовательность шагов по освоению конкретного управленческого навыка через изучение 5 базовых для него инструментов.
Например, навык планирования осваивается управленцем через изучение инструментов SMART и CLEAR, диаграммы Ганта и других подобных. Трек «Планирование» может входить в образовательное путешествие по личной эффективности зрелого руководителя или по базовым управленческим навыкам для тех, кто впервые получил назначение на управленческую должность.
Как правило, в каждом треке дается не более 5 инструментов (hard skills), которые руководитель осваивает, переходя от простого к более сложному. К сожалению, очень распространенной грубой ошибкой бизнес-школ является попытка впихнуть в обучающегося как можно больше разных инструментов. Лучше за короткое время изучить и применить 5 инструментов, чем получить поверхностное представление о 25 и никогда их не применять. Освоив 5 «жестких» инструментов, управленец получит ту самую базу soft skills, которая позволит ему в дальнейшем прирастать в данной компетенции.
Что представляет собой практико-ориентированный подход
Кроме трекового подхода, мы используем практико-ориентированный подход «10/20/70»:
10% – теоретические знания,
20% – социальное обучение, то есть обучение через общение с коллегами,
70% – обучение на рабочем месте при выполнении повседневных рабочих задач.
Профессор Грэм Гиббс в своей работе “Learning by Doing” предложил модель Reflective Cycle (отражательный цикл), которая позволяет обучающимся осмыслять свой опыт с разных точек зрения. Как следствие, они начинают его осознанно применять или столь же осознанно отказываются от него.
Модель Reflective Cycle Г. Гиббса в основе практико-ориентированного подхода
Модель Гиббса показывает альтернативу формальной передаче знаний. Но это еще далеко все, что необходимо учесть в дизайне программы образовательного путешествия.
Как управлять впечатлениями в образовательном путешествии
Путешествие в одну компетенцию может длиться 2–4 недели. Сила его воздействия заключается в разнообразии впечатлений, которые получает обучающийся благодаря мультиформатному обучению. При этом самый продолжительный из всех форматов – полуторачасовой онлайн-практикум.
Общие онлайн-мероприятия или очные встречи, рассчитанные на 15–20 человек, отлично мобилизуют аудиторию, так как требуют индивидуальной предварительной подготовки. Все совместные активности легко интегрируются с рабочим календарем, а изучать теорию, выполнять задания и получать обратную связь от тьютора-наставника можно в любое удобное время, поэтому планировать свой темп в образовательном путешествии участникам довольно комфортно.
© BITOBE. Примеры форматов, которые можно использовать в дизайне образовательного путешествия
Как сопровождать обучающихся в образовательном путешествии
Разработчики дистанционных курсов прекрасно понимают, что главная уязвимость в обучении «на расстоянии» – это дефицит социальной поддержки. Присутствие другого – тренера, преподавателя или наставника – мобилизирует обучающегося, но в онлайне вы взаимодействуете с экраном монитора через программные алгоритмы.
Ведущий российский эксперт в области теории и истории педагогики Иван Подласый отмечал значение следующих факторов для успешности процесса обучения:
интенсивность познавательных контактов,
уровень «интеллектуальности среды» и интенсивности взаимообучения,
познавательная напряженность, вызываемая соревновательностью.
Поэтому мы, с одной стороны, интегрировали в конструктор образовательного путешествия групповые онлайн-воркшопы и онлайн-практикумы, с другой – предусмотрели персональное сопровождение. Опытные тьюторы, по сути, выполняют несколько важных функций:
дают позитивную обратную связь по выполненным заданиям,
мотивируют на дальнейшее обучение,
помогают решить технические трудности,
направляют и подсказывают, как тот или иной инструмент в треке помогает решить актуальную задачу.
Как отсекать лишнее в обучении
Одним из принципов дизайна образовательного путешествия является LEAN+Training, то есть вытягивающее обучение. Оно ориентирует обучающегося на те инструменты, которые востребованы «здесь и сейчас», а не на следующей ступеньке карьеры.
Автор “Employee to Entrepreneur: How To Earn Your Freedom and Do Work That Matters” Стив Главески приводит 4 ключевых преимущества вытягивающего обучения:
1
Вовремя узнавать то, что нужно.
2
Сразу же применять знания на практике.
3
Получать немедленную обратную связь и уточнять детали.
4
Повторять цикл в разных форматах.
LEAN+Training фокусирует на том, что действительно важно для решения актуальных задач. Таким образом риск разрывов между полученными знаниями и потребностью в обучении сводится к минимуму.
Когда все это сопровождается интерактивными квестами, онлайн-баттлами и веб-играми, объединенными одной легендой, то внимание обучающихся концентрируется не столько на времени и усилиях, сколько на достижении определенных результатов. Так рождается та самая мотивация, к которой мы всегда стремимся в обучении.
Пример образовательного путешествия «Развитие предпринимательского подхода»
Мы уверены, что лучшие в корпоративном обучении решения подразумевают простую, но нестандартную комбинацию проверенных инструментов и подходов. Эффект новизны, маленьких побед в каждом шаге, динамичности за счет смены форматов и ориентация на решение актуальных рабочих задач поддерживают вовлеченность обучающихся на высоком уровне и помогают им достигать быстрых результатов. Таким образом удается успешно нивелировать недостатки традиционных форм дистанционного обучения, например потерю мотивации из-за однообразия форм активности и дефицита социальной поддержки или же непонимание целесообразности из-за разрыва с практикой.
HERE BE DRAGONS