Как создать сообщество | блог Новая Эпоха Управления
Инструменты

Community Canvas

Как создать устойчивое сообщество

Время чтения: 4 мин
Определение. Community Canvas – общедоступный фреймворк для создания сообществ любой направленности. Он состоит из трех разделов: идентичность, опыт и структура.

1
Раздел «Идентичность» является ключевым. Он показывает, чего добивается сообщество. Включает в себя следующие темы:

Цель («Зачем существует сообщество?»)
Идентичность участника сообщества («Для кого предназначено сообщество?»)
Ценности («Что важно для нас как для сообщества?»)
Определение успеха («Как наше сообщество определяет успех?»)
Бренд («Как сообщество выражает себя во внешнем мире?»)
Прежде всего надо определиться с целями. Они бывают внутренними, то есть связанными только с самим сообществом, и внешними, направленными на продвижение определенных идей и интересов в обществе.

2
Раздел «Опыт» показывает, что реально происходит в сообществе и как его участники воплощают его идентичность через конкретные действия. Он включает в себя:

Вступление в сообщество («Каким образом люди вступают в сообщество?»)
Выход из сообщества («Как члены сообщества могут выйти из него?»)
Совместный опыт («Какой опыт участники переживают совместно?»)
Ритуалы («Какие ритуалы проводятся регулярно?»)
Контент («Какой контент имеет ценность для участников?»)
Правила («Каковы правила сообщества?»)
Роли («Какие роли могут исполнять члены сообщества?»)
3
Раздел «Структура» посвящен организационным вопросам. Он показывает, как обеспечивается стабильность сообщества в долгосрочной перспективе, и охватывает следующие темы:

Организация («Кто управляет сообществом?»)
Управление («Каким образом в сообществе принимаются решения?»)
Финансирование («Существует ли у сообщества план по обеспечению финансовой устойчивости?»)
Каналы и платформы («Какие каналы используют участники при взаимодействии друг с другом?»)
Управление данными («Каким образом сообщество управляет данными своих участников?»)
История. Community Canvas был создан в мае 2017 года нью-йоркским предпринимателем, автором знаменитого манифеста Holstee Фабианом Пфертмюллером и журналистом из Цюриха Нико Лачсингером, которые вместе учредили бизнес-сообщество Sandbox. Дизайн фреймворка выполнил основатель студии Office for Visual Affairs Саша Момбарц.

Пфертмюллер убежден, что в будущем «создатель сообществ» может стать отдельной профессией, и в рамках своего нового проекта Together Institute в 2019 году он анонсировал создание Community Canvas 2.0 – усовершенствованного фреймворка.

Применение. Материалы Community Canvas (руководство и рабочая тетрадь) доступны в Сети на русском языке. Фреймворк позволяет проектировать новые сообщества и развивать существующие. Его можно использовать:

как инструмент оценки и анализа сообщества
основу для планирования стратегии развития сообщества
общую систему смысловых координат
метод выявления проблем в действующем сообществе

Преимущества и ограничения. Современный мир слишком разобщен и поляризирован, поэтому сообщества становятся драйвером сотрудничества, культуры доверия и взаимной поддержки. Однако, хотя этот фреймворк и позволяет рационально их планировать, по признанию Фабиана Пфертмюллера, он все-таки не отражает всю реальность развития человеческих отношений, так как является продуктом инженерного подхода. Кроме того, планирование – это всегда централизация усилий создателей, а значит, полученное видение надо еще суметь расширить до коллективного.