Корпоративное обучение с высокой вовлеченностью | Блог BITOBE

Обучение для широкой аудитории с акцентом на индивидуальность

9 мин
108

Обучение для широкой аудитории обложка

Как одновременно обучать сотни или даже тысячи разных людей, сохраняя высокую вовлеченность каждого? Решение – не в унификации, а в осознанном использовании человеческого разнообразия. Массовость не должна быть равна одинаковости. Нужно создавать «гибкие персонализированные траектории для широкой аудитории». Благодаря возможностям современных цифровых инструментов это осуществимо.


То, что прозвучало выше, – проверенная на практике гипотеза. Мы, в BITOBE, имеем успешные кейсы проектирования и реализации обучающих программ с большим количеством участников и высоким процентом вовлеченности. Один из них – корпоративный онлайн-марафон «Энергия жить свою жизнь», который наша команда помогла организовать в 2023 году (читать статью в блоге).

В 2024 году мы разработали еще один марафон с говорящим названием — «Цифровая энергия». И энергии там действительно было немало. В нем были использованы преимущества первого проекта с добавлением своих особенностей, которые в конечном итоге помогли решить поставленную задачу. Расскажем о них в этой статье.

Контент для визуалов, аудиалов и кинестетиков

Есть три опасных допущения, которым иногда не уделяют должного внимания при проектировании программ обучения для широкой аудитории (от 1 тысячи человек).


все учатся с одинаковой скоростью;

все мотивируются одинаковыми стимулами;

все воспринимают информацию одинаковыми способами.

На самом деле слово «одинаковый» стоит как можно скорее забыть и никогда не вспоминать о нем. Потому что когнитивные стили, мотивационные профили и жизненные контексты обучающихся различаются радикально.

Взять, к примеру, восприятие информации. Согласно исследованию Learning Styles Organization: 

45% людей – визуалы (через зрительные образы);

30% – кинестетики (через действия и тактильные ощущения);

25% – аудиалы (через звук, речь).

При разработке второго марафона мы учитывали разнообразие предпочтений участников. Для тех, кому важно воспринимать информацию через текст, мы подготовили интерактивные лонгриды. В них мы собрали ключевые идеи из видеоинтервью с экспертами, дополнили материалы кликабельными ссылками на ресурсы заказчика и включили рекомендованные аудиокниги.

Формат оказался востребованным — участники высоко оценили лонгриды. В первом марафоне мы с таким форматом ещё не работали, но во втором он доказал свою эффективность и теперь станет частью нашего постоянного инструментария.

Видео для экспертов

В первом марафоне мы проводили интервью в прямом эфире. Во втором решили записывать видео заранее, чтобы улучшить качество контента и сделать картинку динамичной.

Спикера снимали в двух локациях – в деловой и неформальной обстановке. Вопросы по характеру соответствовали атмосфере, в которой проводилась съемка.

С помощью этой динамики удалось более широко раскрывать эксперта – с разных сторон. И это хорошо сыграло для решения задачи, которая перед нами стояла. Нужно было привлечь внимание к деятельности факультета цифровой трансформации, в том числе показать людей, которые там работают – сделать их «видимыми», продемонстрировать экспертизу.

Через эти видео нам удалось показать деятельность факультета и его кафедр не только в контексте проектов, но и через людей, которые за ними стоят. Эксперты стали ближе, понятнее, доступнее для широкой аудитории — мы дали им голос и возможность быть услышанными
Полина Винокурова, консультант по корпоративным коммуникациям и геймификации BITOBE

Контент для аудиалов

Аудиоподкасты стали отличным дополнительным форматом контента, работающим на свою целевую аудиторию – аудиалов. 

В коротких голосовых выпусках (до 20 минуты каждый) мы собирали практические рекомендации по теме спринта, делились новостями разных цифровых проектов и, даже, вели отдельную рубрику «Энергия цифры». 

Ризоматический подход

В марафоне мы применяли сериальный подход, который также можно назвать ризоматическим. Это когда контент можно потреблять с любой точки входа в проект.

Например, те, кто присоединились к марафону в середине, могли в любое время посмотреть, что было в начале. И это никак не отражалось на качестве процесса обучения. 

Интервью не были последовательно связаны друг с другом. Каждый мог смотреть те из них, которые казались ему наиболее интересными и полезными.

Это тоже не могло не сказаться на вовлеченности. Ее уровень был высоким.

В будущих проектах мы планируем развивать этот подход, делая его еще более индивидуальным. Как в сериалах известной стриминговой платформы, когда человек сам выбирает, в каком направлении должно идти продолжение. Нажимаешь «да» — один эпизод показывают. Нажимаешь «нет» – другой.

Нам хотелось, чтобы у людей была возможность выбирать — как им учиться, в каком формате и в каком ритме. Мы продолжили развивать идею свободы в обучении: ты сам определяешь свою траекторию, решаешь, какие знания тебе нужны, какие форматы тебе подходят, какие тесты проходить. Осознанное потребление контента стало одной из ключевых особенностей проекта — именно оно помогает учиться с интересом, а не по обязанности.

Просто о сложном

Как и в первом марафоне мы активно использовали мессенджер Telegram для коммуникации обучающихся с экспертами. Те лично присутствовали в Telegram-канале, и участники могли задавать им вопросы напрямую.

Эксперты могли давать какие-то задания, а потом делиться правильными ответами. Они записывали live-контент в видеокружках, вели себя достаточно активно. Это способствовало решению задачи вовлеченности в марафон.

Эксперты делились знаниями открыто и увлечённо. Благодаря их простому и человечному объяснению в обсуждения включались даже те, кому тема казалась далёкой. Это стало важным элементом вовлечения.

Серьезные цифровые компетенции

Второй марафон отличался от первого тем, что здесь было много сложных тем, которые не воспринимаются фоном, а требуют внимания аудитории. Чтобы сохранять вовлеченность, нужно было работать с разбивкой контента – следить за тем, чтобы не возникало «перегрузки», чтобы соблюдался тайминг, чтобы восприятие информации оставалось осознанным.

Эксперты делились своими знаниями из области цифровых технологий. Но говорили не о генеративных нейросетках, а о решении с помощью ИИ серьезных промышленных вопросов.

Посыл, который был направлен на участников марафона, заключатся в том, что обучение на факультете цифровой трансформации приведет к получению важных цифровых компетенций, которые помогут развивать промышленность в будущем.

Итоги марафона

Поставленную задачу удалось решить. Участники по его итогам рассказали, какие форматы контента показались им наиболее интересными:

интервью с экспертами;
лонгриды по итогам интервью с практическими рекомендациями;
аудиоподкасты с историями.

На вопрос «Чем марафон был полезен?» высказались так:


расширение общего кругозора в сфере цифровизации компании;

возможность узнать из первых уст о цифровой трансформации и последних разработках;

знакомство с продуктами кафедр факультета.

Из комментариев можно отметить следующие:


«Спасибо за организованный марафон. На мой взгляд, он дает намного больше возможностей, чем просто образовательные, по факту у участников есть возможность пусть не прямого, но интерактивного общения с руководством Дирекции по цифровой трансформации.
Возможно, это одна из задумок создателей марафона, так сказать, повысить цифровую грамотность, параллельно собрав обратную связь с «полей», понять общий настрой и мотивацию сотрудников»

«Я загорелся идеей поиска новых инструментов для своих рабочих процессов. Интервью и подкасты – отличные форматы, их удобно просматривать и прослушивать даже после работы. Также мне понравились качественные лонгриды, где сразу можно найти всю нужную информацию».

P. S. Хочется также отметить, что в 2024 году марафон «Цифровая энергия» был удостоен престижной премии InterComm, а в 2025 году выиграл премию «Серебряный Лучник» — Северо-Запад в номинации «Внутрикорпоративные коммуникации и корпоративные медиа», а также занял III место в номинации «Лучшее решение для организации корпоративного обучения» премии «Я знаю: Edtech» (спецпроект медиагруппы «Комсомольская правда»)

Читайте также по теме: