Как одновременно обучать сотни или даже тысячи разных людей, сохраняя высокую вовлеченность каждого? Решение – не в унификации, а в осознанном использовании человеческого разнообразия. Массовость не должна быть равна одинаковости. Нужно создавать «гибкие персонализированные траектории для широкой аудитории». Благодаря возможностям современных цифровых инструментов это осуществимо.
То, что прозвучало выше, – проверенная на практике гипотеза. Мы, в BITOBE, имеем успешные кейсы проектирования и реализации обучающих программ с большим количеством участников и высоким процентом вовлеченности. Один из них – корпоративный онлайн-марафон «Энергия жить свою жизнь», который наша команда помогла организовать в 2023 году (читать статью в блоге).
В 2024 году мы разработали еще один марафон с говорящим названием — «Цифровая энергия». И энергии там действительно было немало. В нем были использованы преимущества первого проекта с добавлением своих особенностей, которые в конечном итоге помогли решить поставленную задачу. Расскажем о них в этой статье.
Контент для визуалов, аудиалов и кинестетиков
Есть три опасных допущения, которым иногда не уделяют должного внимания при проектировании программ обучения для широкой аудитории (от 1 тысячи человек).
На самом деле слово «одинаковый» стоит как можно скорее забыть и никогда не вспоминать о нем. Потому что когнитивные стили, мотивационные профили и жизненные контексты обучающихся различаются радикально.
Взять, к примеру, восприятие информации. Согласно исследованию Learning Styles Organization:
45% людей – визуалы (через зрительные образы);
30% – кинестетики (через действия и тактильные ощущения);
25% – аудиалы (через звук, речь).
При разработке второго марафона мы учитывали разнообразие предпочтений участников. Для тех, кому важно воспринимать информацию через текст, мы подготовили интерактивные лонгриды. В них мы собрали ключевые идеи из видеоинтервью с экспертами, дополнили материалы кликабельными ссылками на ресурсы заказчика и включили рекомендованные аудиокниги.
Формат оказался востребованным — участники высоко оценили лонгриды. В первом марафоне мы с таким форматом ещё не работали, но во втором он доказал свою эффективность и теперь станет частью нашего постоянного инструментария.
Видео для экспертов
В первом марафоне мы проводили интервью в прямом эфире. Во втором решили записывать видео заранее, чтобы улучшить качество контента и сделать картинку динамичной.
Спикера снимали в двух локациях – в деловой и неформальной обстановке. Вопросы по характеру соответствовали атмосфере, в которой проводилась съемка.
С помощью этой динамики удалось более широко раскрывать эксперта – с разных сторон. И это хорошо сыграло для решения задачи, которая перед нами стояла. Нужно было привлечь внимание к деятельности факультета цифровой трансформации, в том числе показать людей, которые там работают – сделать их «видимыми», продемонстрировать экспертизу.
Контент для аудиалов
Аудиоподкасты стали отличным дополнительным форматом контента, работающим на свою целевую аудиторию – аудиалов.
В коротких голосовых выпусках (до 20 минуты каждый) мы собирали практические рекомендации по теме спринта, делились новостями разных цифровых проектов и, даже, вели отдельную рубрику «Энергия цифры».
Ризоматический подход
В марафоне мы применяли сериальный подход, который также можно назвать ризоматическим. Это когда контент можно потреблять с любой точки входа в проект.
Например, те, кто присоединились к марафону в середине, могли в любое время посмотреть, что было в начале. И это никак не отражалось на качестве процесса обучения.
Интервью не были последовательно связаны друг с другом. Каждый мог смотреть те из них, которые казались ему наиболее интересными и полезными.
Это тоже не могло не сказаться на вовлеченности. Ее уровень был высоким.
В будущих проектах мы планируем развивать этот подход, делая его еще более индивидуальным. Как в сериалах известной стриминговой платформы, когда человек сам выбирает, в каком направлении должно идти продолжение. Нажимаешь «да» — один эпизод показывают. Нажимаешь «нет» – другой.
Просто о сложном
Как и в первом марафоне мы активно использовали мессенджер Telegram для коммуникации обучающихся с экспертами. Те лично присутствовали в Telegram-канале, и участники могли задавать им вопросы напрямую.
Эксперты могли давать какие-то задания, а потом делиться правильными ответами. Они записывали live-контент в видеокружках, вели себя достаточно активно. Это способствовало решению задачи вовлеченности в марафон.
Серьезные цифровые компетенции
Второй марафон отличался от первого тем, что здесь было много сложных тем, которые не воспринимаются фоном, а требуют внимания аудитории. Чтобы сохранять вовлеченность, нужно было работать с разбивкой контента – следить за тем, чтобы не возникало «перегрузки», чтобы соблюдался тайминг, чтобы восприятие информации оставалось осознанным.
Эксперты делились своими знаниями из области цифровых технологий. Но говорили не о генеративных нейросетках, а о решении с помощью ИИ серьезных промышленных вопросов.
Посыл, который был направлен на участников марафона, заключатся в том, что обучение на факультете цифровой трансформации приведет к получению важных цифровых компетенций, которые помогут развивать промышленность в будущем.
Итоги марафона
Поставленную задачу удалось решить. Участники по его итогам рассказали, какие форматы контента показались им наиболее интересными:
На вопрос «Чем марафон был полезен?» высказались так:
Из комментариев можно отметить следующие:
Возможно, это одна из задумок создателей марафона, так сказать, повысить цифровую грамотность, параллельно собрав обратную связь с «полей», понять общий настрой и мотивацию сотрудников»
P. S. Хочется также отметить, что в 2024 году марафон «Цифровая энергия» был удостоен престижной премии InterComm, а в 2025 году выиграл премию «Серебряный Лучник» — Северо-Запад в номинации «Внутрикорпоративные коммуникации и корпоративные медиа», а также занял III место в номинации «Лучшее решение для организации корпоративного обучения» премии «Я знаю: Edtech» (спецпроект медиагруппы «Комсомольская правда»)