Что такое модель обучения Ганье | блог Новая Эпоха Управления
Развитие людей

Модель обучения Ганье

Как эффективно обучать своих людей новым навыкам

3 мин
4730

В современных методиках корпоративного обучения активно используется когнитивный подход, предполагающий, что в образовательном процессе задействованы мышление, память, рефлексия, мотивация, абстрагирование и метапознание. И здесь важно не только то, как человеческий разум воспринимает, обрабатывает и хранит получаемую во время учебы информацию, но и как он ее воспроизводит и использует.

Миссия когнитивного подхода — понять устройство и функционирование всех мыслительных процессов. В образовании это означает создание стратегий, позволяющих обучающимся применять поступающие данные в разных условиях. Подача новой информации педагогом осуществляется таким образом, чтобы связать ее с теми знаниями, которые у ученика уже есть.

В качестве примеров реализации когнитивного подхода в практической области можно упомянуть Таксономию Блума Таксономию Блума и Модель обучения Ганье.

Определение. Модель обучения Ганье, или уровни обучения Ганье – пошаговое руководство для освоения новых навыков, предложенное американским психологом Робертом Ганье в книге «Условия учения». Модель представляет собой 9 этапов групповой работы с практическими рекомендациями.

Роберт Ганье — американский психолог. В области экспериментальной психологии он стал работать после того, как отучился в бакалавриате Йеля и получил докторскую степень в Брауновском университете.

Ганье был одним из первых, кто начал использовать компьютеры для обучения. Он был экспертом по педагогическому проектированию и выпустил несколько книг о преподавании.

Наибольшую известность ему принесла книга «Условия обучения» (англ. The Conditions of Learning), опубликованная в 1965 году. В ней описаны уровни обучения, которым соответствуют девять событий преподавания: шаги в образовательном процессе, позволяющие повысить его результативность.

История. В годы Второй мировой войны Роберта Ганье привлекли к разработке психомоторных тестов для будущих летчиков ВВС США. В те годы обучение одного курсанта стоило примерно 75 тысяч долларов, а необучаемость выявлялась слишком поздно – к третьему курсу. Убытки для военного бюджета были колоссальными. Разумеется, не менее остро стоял вопрос сокращения сроков обучения пилотов и механиков. Именно тогда Ганье и стал разрабатывать свою модель обучения, сосредоточившись на совершенствовании программ подготовки военных специалистов.

9 этапов обучения

Ганье считал, что цель преподавания — облегчить внутренние процессы обучения. Ученик должен перейти из одного состояния ума в другое. Преподаватель же помогает ему пройти этот путь, который, по мнению психолога, состоит из девяти этапов. Что на каждом из них педагогу нужно сделать, рассмотрим подробнее.



1
Привлечение внимания

Перед тем как выдавать обучающимся новую информацию, нужно убедиться, что они готовы ее воспринимать. Для этого нужно привлечь внимание слушателей. Как это сделать?

Самое простое — неожиданно для всех изменить тональность голоса, повысить или понизить его громкость.

Можно использовать яркий теннисный мяч и кинуть его в руки одному из слушателей, сопровождая это действие какой-нибудь просьбой. К примеру, чтобы он предложил решение к озвученной задаче.

Что-либо из перечисленного обязательно вызовет любопытство аудитории и обратит на педагога пристальное внимание учеников.

Неудача в выполнении этой первой задачи приводит к провалу и всех последующих задач. Учащиеся входят в аудиторию или подключаются к онлайн-платформе, думая о других вещах, и задача преподавателя — подготовить их к восприятию изучаемой темы.


2
Информирование о целях

Как только удалось привлечь внимание аудитории, нужно сразу обозначить, что обучающимся следует ожидать в процессе обучения. Это еще лучше подготовит их к получению информации.

Лучший вариант выполнить этот шаг — просто обозначить конкретные цели и результаты обучения. Это можно сделать любыми способами, в том числе:


Предоставить измеримые критерии, которым они должны соответствовать в конце обучения.

Объяснить задачи, которые им будет предложено выполнить.

Установить четкую связь между заранее поставленными целями и последующей оценкой полученных знаний.

Попросить обучающихся внести свой вклад в определение способов проверки знаний и понимания.


3
Повторение

После того как удалось привлечь внимание аудитории и объяснить цели обучения, можно предложить вспомнить и повторить то, что обучающиеся уже знают по теме, чтобы потом сочетать это с новой информацией.

Как это можно сделать?


Побудить учащихся ответить на вопросы о том, что они узнали ранее по этой теме.

Спросить их, пользовались ли они этой информацией в практических целях.

•Включить элементы ранее полученной информации в новые уроки в качестве моста от одного к другому.


4
Презентация контента

Готовясь к этому этапу, нужно логически структурировать и визуально упаковать новую информацию, подкрепив ее словами и действиями.

В идеале этот шаг должен быть тщательно спланирован, но с достаточной гибкостью, чтобы обеспечить возможность спонтанного обсуждения. Можно и нужно стремиться предлагать материал, используя различные методы подачи, такие как аудиовизуальные средства, лекции, физические демонстрации, когда это применимо и возможно.


5
Задания

Очередной шаг — предложить аудитории задания с примерами, кейсами, метафорами, используя визуализацию и иронию.

Важно подобрать наиболее эффективные методы донесения информации, чтобы аудитории проще было ее запомнить.


6
Практика

Пришло время попросить аудиторию повторить или продемонстрировать действием усвоенные знания. Обучающиеся должны сделать это так, чтобы вы могли их оценить.

Это важный шаг, поскольку он позволяет преподавателям оценить свои успехи, а ученикам — практиковаться и тем самым закреплять знания.


7
Обратная связь

Обратная связь с педагогом (инструктором) в режиме реального времени имеет решающее значение для завершения цикла преподавания-обучения. Вообще говоря, обратная связь должна быть персонализированной, конструктивной, позитивной и немедленной. Существует несколько уникальных типов обратной связи, применяемых с конкретными целями:


Подтверждающая обратная связь информирует обучающихся о том, соблюдают ли они рекомендации по выполнению задания, без анализа того, насколько хорошо они справляются или над чем им, возможно, придется поработать.

Оценочная обратная связь позволяет обучающимся узнать вашу текущую оценку качества его знаний, не вдаваясь в подробности о том, как они могли бы добиться большего.

Коррективная обратная связь — это тип обратной связи, предназначенный для самостоятельной корректировки обучающимися образа мышления или образа действий. При этом ответ не сообщается им напрямую.

Описательная или аналитическая обратная связь специально предназначена для повышения успеваемости обучающихся путем предложения дополнительной помощи, включая советы или рекомендации о конкретных действиях, которые им необходимо предпринять.

8
Оценивание результатов

После того как учащийся продемонстрирует свой уровень понимания и получит обратную связь, педагог может провести комплексную оценку, чтобы определить, насколько он достиг целей.

Методы оценки включают устные тесты или тесты до и после занятия для измерения эффективности обучения. Независимо от того, какие оценочные инструменты используются, они должны быть объективными, логичными и основываться на заранее установленных критериях.


9
Закрепление и внедрение в практику

Объясните обучающимся, что каждодневная практика — самый эффективный способ закрепления знаний. Поощряйте своих учеников развивать новые навыки каждый день, причем в самых разных формах.


Применение. Модель активно используется на курсах и тренингах с акцентом на освоение навыков, а также может применяться руководителем для развития своей команды.

Преимущества и ограничения. Модель Ганье прекрасно работает при освоении тех практических навыков, которые нужно применить в ближайшие дни, недели, месяц. Она идеальна для обучения в микроформатах. Если же речь идет о навыках, которые будут востребованы только через полгода или год, то стоит задуматься: без каждодневной практики навык не закрепить, поэтому начиная драйвить свою команду заблаговременно, можно серьезно потерять в эффективности обучения.

Статья на Дзен