Как сформировать многомерное представление о создании ценности
Определение. Бизнес-архитектура – это схематичное описание отношений в организации, используемое для синхронизации стратегических целей и тактических потребностей и показывающее:
что бизнес создает,
как бизнес производит и доставляет ценность потребителю,
как бизнес взаимодействует с поставщиками и партнерами,
как взаимодействуют организационные единицы,
как и на каком языке сотрудники общаются между собой.
Фреймворк бизнес-архитектуры
Если бизнес-модель, например модель Остервальдера, концептуально показывает, как компания достигает свои цели, то бизнес-архитектура детализирует это описание. Метамодель бизнес-архитектуры (Business Architecture Metamodel), предложенная гильдией бизнес-архитекторов1, представляет собой расширенную схему с описанием отношений между девятью доменами бизнес-архитектуры2:
1
организация – систематически структурированная общность людей, управляемая для достижения общей цели на постоянной основе;
2
организационная способность – умение бизнеса, которым он обладает или обменивается для достижения цели;
3
инициатива – набор действий, выбранный для выполнения в рамках стратегий и направленный на развитие организационной способности;
4
информация – стратегический актив, способствующий принятию решений и внедрению инноваций;
5
стратегия – план, объединяющий основные цели компании, политику и последовательность действий в единое целое;
6
политика – сформулированный управляющими органами принцип действий, помогающий при принятии решений в рамках стратегии и выборе приоритетных инициатив;
7
продукт – конечный результат процессов, с помощью которого бизнес создает ценность и удовлетворяет свои потребности;
8
заинтересованная сторона (стейкхолдер) – причастное физическое или юридическое лицо, у которого есть гарантированный интерес получить ценность;
9
поток создания ценности – совокупность действий по созданию выгоды для стейкхолдера из взаимодействия с организацией.
Отношения в метамодели бизнес-архитектуры
История. Понятие «бизнес-архитектура» впервые появилось в статье американского IT-консультанта Джона Захмана «Структура архитектуры информационных систем», опубликованной в 1987 году в IBM Systems Journal. В 2006 году Versteeg & Bouwman издали работу «Бизнес-архитектура: новая парадигма для объединения бизнес-стратегии с ИКТ», в которой объяснили связь между бизнес-стратегией и бизнес-архитектурой. В 2007 году консорциум Object Management Group (OMG), посчитав, что концепция бизнес-архитектуры отстает от развития IT-архитектуры на 10-15 лет, создал рабочую группу, ориентированную на проектирование отраслевых стандартов, поддержку создания и согласования бизнес-планов. В 2010 году появилась гильдия бизнес-архитекторов, которая стала работать над развитием стандартов и выпуском справочников. В 2017 году они выпустили Краткое руководство по бизнес-архитектуре – общедоступный справочник для руководителей и практиков, в котором показали разработанный фреймворк, модель и метамодель бизнес-архитектуры .
Применение. Часто упоминаемая причина неспособности реализовать стратегию – разрозненность действий в рамках нескольких подразделений и уровней управления. Метамодель бизнес-архитектуры позволяет организациям создавать многомерные представления о том, что они делают и как приносят пользу клиентам и связанным с ними заинтересованным сторонам. К ней прибегают, когда необходимо:
перейти на клиентоориентированные модели,
проанализировать слияния и поглощения,
сформировать совместное предприятие,
разработать продукт или услугу,
управлять изменениями,
сократить операционные затраты,
изъять капиталовложения,
сформировать оптимальные цепочки поставок,
привести свою деятельность в соответствие нормативам и т. д.
Преимущества и ограничения. Описание бизнес-архитектуры в формате метамодели помогает:
оптимально структурировать динамично меняющиеся информационные потоки,
выявить и зафиксировать уникальные организационные перспективы, а также взаимосвязи между ними.
Метамодель бизнес-архитектуры становится основой для реализации сложных стратегий, проведения анализа первопричин, быстрого и эффективного решения бизнес-задач. В то же время она требует детального картирования всех девяти доменов, что является довольно кропотливым процессом.
1Международное сообщество бизнес-практиков, разработавшее стандарт бизнес-архитектуры BIZBOK.
2Appendix B.4: Business Architecture Metamodel. In: A Guide to the Business Architecture Body of Knowledge (BIZBOK Guide).