Что такое метамодель бизнес-архитектуры | блог Новая Эпоха Управления
Система управления

Метамодель бизнес-архитектуры

Как сформировать многомерное представление о создании ценности

5 мин
5760
Определение. Бизнес-архитектура – это схематичное описание отношений в организации, используемое для синхронизации стратегических целей и тактических потребностей и показывающее:


что бизнес создает,

как бизнес производит и доставляет ценность потребителю,

как бизнес взаимодействует с поставщиками и партнерами,

как взаимодействуют организационные единицы,

как и на каком языке сотрудники общаются между собой.

Фреймворк бизнес-архитектуры
Фреймворк бизнес-архитектуры
Если бизнес-модель, например модель Остервальдера, концептуально показывает, как компания достигает свои цели, то бизнес-архитектура детализирует это описание. Метамодель бизнес-архитектуры (Business Architecture Metamodel), предложенная гильдией бизнес-архитекторов1, представляет собой расширенную схему с описанием отношений между девятью доменами бизнес-архитектуры2:

1
организация – систематически структурированная общность людей, управляемая для достижения общей цели на постоянной основе;
2
организационная способность – умение бизнеса, которым он обладает или обменивается для достижения цели;
3
инициатива – набор действий, выбранный для выполнения в рамках стратегий и направленный на развитие организационной способности;
4
информация – стратегический актив, способствующий принятию решений и внедрению инноваций;
5
стратегия – план, объединяющий основные цели компании, политику и последовательность действий в единое целое;
6
политика – сформулированный управляющими органами принцип действий, помогающий при принятии решений в рамках стратегии и выборе приоритетных инициатив;
7
продукт – конечный результат процессов, с помощью которого бизнес создает ценность и удовлетворяет свои потребности;
8
заинтересованная сторона (стейкхолдер) – причастное физическое или юридическое лицо, у которого есть гарантированный интерес получить ценность;
9
поток создания ценности – совокупность действий по созданию выгоды для стейкхолдера из взаимодействия с организацией.

Отношения в метамодели бизнес-архитектуры
Отношения в метамодели бизнес-архитектуры
История. Понятие «бизнес-архитектура» впервые появилось в статье американского IT-консультанта Джона Захмана «Структура архитектуры информационных систем», опубликованной в 1987 году в IBM Systems Journal. В 2006 году Versteeg & Bouwman издали работу «Бизнес-архитектура: новая парадигма для объединения бизнес-стратегии с ИКТ», в которой объяснили связь между бизнес-стратегией и бизнес-архитектурой. В 2007 году консорциум Object Management Group (OMG), посчитав, что концепция бизнес-архитектуры отстает от развития IT-архитектуры на 10-15 лет, создал рабочую группу, ориентированную на проектирование отраслевых стандартов, поддержку создания и согласования бизнес-планов. В 2010 году появилась гильдия бизнес-архитекторов, которая стала работать над развитием стандартов и выпуском справочников. В 2017 году они выпустили Краткое руководство по бизнес-архитектуре – общедоступный справочник для руководителей и практиков, в котором показали разработанный фреймворк, модель и метамодель бизнес-архитектуры .

Применение. Часто упоминаемая причина неспособности реализовать стратегию – разрозненность действий в рамках нескольких подразделений и уровней управления. Метамодель бизнес-архитектуры позволяет организациям создавать многомерные представления о том, что они делают и как приносят пользу клиентам и связанным с ними заинтересованным сторонам. К ней прибегают, когда необходимо:


перейти на клиентоориентированные модели,

проанализировать слияния и поглощения,

сформировать совместное предприятие,

разработать продукт или услугу,

управлять изменениями,

сократить операционные затраты,

изъять капиталовложения,

сформировать оптимальные цепочки поставок,

привести свою деятельность в соответствие нормативам и т. д.

Преимущества и ограничения. Описание бизнес-архитектуры в формате метамодели помогает:


оптимально структурировать динамично меняющиеся информационные потоки,

выявить и зафиксировать уникальные организационные перспективы, а также взаимосвязи между ними.

Метамодель бизнес-архитектуры становится основой для реализации сложных стратегий, проведения анализа первопричин, быстрого и эффективного решения бизнес-задач. В то же время она требует детального картирования всех девяти доменов, что является довольно кропотливым процессом.


1Международное сообщество бизнес-практиков, разработавшее стандарт бизнес-архитектуры BIZBOK.

2Appendix B.4: Business Architecture Metamodel. In: A Guide to the Business Architecture Body of Knowledge (BIZBOK Guide).