Информационные фейки: как защититься | блог Новая Эпоха Управления

Медиагигиена для руководителей

7 мин
544

В современном мире знание элементарных правил медиагигиены и фактчекинга способны сохранить человеку внутреннюю стабильность, независимость мышления и ясномыслие. Эти факторы являются основополагающими при принятии управленческих решений, решении стратегических задач и для сохранения качества жизни.

Влияние фейка

Так ли страшен фейк, как его малюют? Да, страшен. Деструктивное влияние фейка на человека недооценено в современном обществе. Принято считать, что ложная информация наносит удары по бизнесу, государству, политике, но непосредственно на людей она не действует. И с этим заблуждением необходимо разобраться.

Распространение и влияние фейковой информации на человека – проблема мирового масштаба. В сетях постоянно появляется ложная информация, которая целится в эмоциональное поле человека, увеличивает тревожность и может привести к серьезным психическими расстройствами.

Отрицать, что фейк плотно вошел в нашу жизнь, бесполезно. Мы все больше интегрируемся в цифровую среду, где без специальных навыков взаимодействия с контентом сложно не попасться в сети ложной информации. 

Время проведенное в интернете
https://mediascope.net/upload/iblock/fd8/RIF_mediapotreblenie.pdf

Согласно исследованию компании Mediascope в 2022 году российская аудитория пользователей интернета превысила 97 млн человек и составила 80% населения страны. 

Каждый год растет время, проведённое в интернете, а значит увеличивается объем фейкового и неправомерного контента, с которым сталкивается пользователь. То есть чем нас больше и чем больше мы проводим времени в интернете, тем активнее работает фабрика по производству фейков и мошеннических схем в сети.

На рост внимания аудитории к проблемам распространения фейковой информации указывает и резкий всплеск упоминаемости словоформ слова «фейк» в русскоязычных медиаресурсах. 

СМИ – зеркало общества: его запросов и актуальных переживаний. По проведенному исследованию, за последние 10 лет употребление слова «фейк» в российском медийном поле выросло в 156 раз. 

И если социальные сети – это место высокой концентрации распространения ложной информации и вбросов, то СМИ и медиа в большей степени пишут об опровержении фейков.

Динамика упоминания слова фейк

Фейк всегда имеет выгоду. Исключения составляют случаи, когда ложная информация была распространена непроизвольно, по ошибке. Но на практике в общем объеме фейковой информации таких «ошибок» менее 5%. А это значит, что каждая ложная информация, которая доходит до вас, чья-то задумка с конкретной конечной выгодой.

Выгоды фейка:


управление обществом и социальным самочувствием;

популярность;

монетизация;

параллельная действительность.

Создатели фейковой информации – прекрасные манипуляторы. Они знают, как и в какое время подцепить свою аудиторию, усилить тревожность и панику, влиять на негативные эмоции, встроить нужные им смыслы и образы, подвести человека к принятию деструктивного решения и т. д.

Главные инструменты фейка: отключение критического мышления через влияние на эмоции и запуск психологического заражения от человека к человеку. Впрочем, если у человека хорошо развито критическое мышление, то «отключить» его будет не так просто.

5 способностей критического мышления

Почему человек впускает фейковую информацию в свою жизнь?


Нет навыков и культуры медиагигиены. Мы знаем о необходимости чистить зубы, но не считаем нужным правильно взаимодействовать с контентом.

Человек считает, что аккаунт в социальных сетях и мессенджер – это его зона информационной безопасности. Люди воспринимают эти площадки как развлечение, место общения и обсуждения значимых для человека проблем. Но это ошибочное чувство безопасности. Именно в социальных сетях человек максимально уязвим – он расслаблен и активно оставляет свои цифровые следы. По ним ему доставляют токсичную и лживую информацию. Фейк приходит «по адресу».

Фейковая информация построена так, чтобы вызвать у человека быструю эмоциональную реакцию. Переживание отрицательных эмоций побуждает нас к негативным реакциям. Фейк играет на страхе, гневе, печали, чувстве вины, стыде, отвращении.

Интенсивный информационный поток. Человеческому мозгу сложно обрабатывать всю информацию, которая поступает в течение дня. Многое берется «на веру», потому что некогда разбираться и включать «критическое мышление». Ситуация усугубляется, когда ложная информация пришла от источника, которому доверяешь (родители, коллеги и т. д.). Тогда полученная информация автоматически воспринимается как истина.

FOMO1 – страх пропустить что-то важное. Эффект FOMO вызывает тревогу, ведь человек стремиться «все успеть» и быть в мейнстриме. Зачастую, желание «быть везде», «быть первым» отключает критическое мышление и люди распространяют непроверенную информацию ради общественной реакции и оперативности.


Способы защиты от вредоносной информации

Простые правила помогут вам при встрече с токсичным и неправомерным контентом: 

1
Перед тем как читать/смотреть/слушать информацию, задайте себе вопросы:

Почему информация доносится именно вам?
Почему сообщается именно этим человеком/источником?
Почему информация сообщается именно сейчас и именно здесь?
Кому выгодна эта позиция?
Есть ли ссылка на первоисточник?
2
Используйте правило правило «10 минут»: постарайтесь на время изолировать себя он информационного потока и переключить внимание. Как правило, пауза в потреблении контента способствует спокойствию и ясному мыслительному процессу.

Если времени нет, хотя бы глубоко подышите, прежде чем принимать решение или выносить суждение о полученной информации.

Это основные правила реагирования на фейки и неправомерной информацией. Чтобы они работали эффективно, стоит возвести их в привычку.



1Синдром упущенной выгоды

Читайте также по теме: