Что такое культурный код? С точки зрения семиотики он одновременно представляет собой знаковую структуру и свод соответствующих правил по упорядочиванию знаков. Вместе они позволяют раскрыть смысловое содержание культурного элемента. Речь может идти об отдельном слове или о литературном произведении целиком.
С позиции культурологов – это особый набор характеристик, позволяющих идентифицировать культуру.
Что вкладывают в это понятие создатели программы для управленцев «Культурный код» Университета Банка России, рассказала заместитель директора этого корпоративного вуза Ирина Драпуля.
Культурный код в эпоху турбулентности
Модуль «Культурный код» программы развития Федерального кадрового резерва на высшие управленческие должности Банка России имеет все шансы превратиться в отдельную программу для более широкой аудитории сотрудников организации.
На этапе формирования программы для руководителей стало понятно, что в ней должна быть часть, которая поможет развить стратегическое видение и перспективное мышление.
Мы поняли, что без знания и, что, наверное, важнее, без интереса к истории и культуре своей страны, которые формируют чувства причастности и уважения, сложно понять свое место в этом мире, формулировать масштабные задачи, добиваться их решения. Руководители должны быть мотивированы чем-то большим, чем получение прибыли или расширение доли рынка.
Когда ты понимаешь, что в этой стране ты живешь и в ней жить твоим детям и внукам, – открывается совсем другая перспектива для деятельности. Знание истории и культуры страны дает фундамент для понимания движущих сил, которые влияли на современников, их решения и эффект этих решений для будущих поколений. Иначе просто не получится верно осмыслить и по достоинству оценить наше наследие и текущие вызовы.
В архитектуре, арт-проектах и художественных произведениях отражается опыт общества, формируется критический объем знаний, без которых сложно (а, пожалуй, и невозможно) стать руководителем, принимающим стратегические решения. Это база, необходимая для развития системного мышления, стратегического видения и способности к творческому осмыслению задач и созидательной трансформации.
Любому человеку необходимы жизненные ориентиры. И в развитии руководителя трудно переоценить важность правильных ролевых моделей.
В текущей ситуации неопределенности и турбулентности мы говорим о дефиците авторитетов, безусловно уважаемых лидеров, и поэтому знакомство с яркими личностями прошлого, осмысление их опыта и наследия может стать эффективным элементом развития современных руководителей.
Культурный кругозор и масштабность мышления
В модели управленческих компетенций Банка России есть компетенция «масштабность». Это про способность руководителя формировать и транслировать стратегические цели, про дальновидность, про анализ рисков и альтернатив.
Без широкого кругозора за рамками своей непосредственной деятельности трудно увидеть и осмыслить весь спектр трендов и закономерностей, влияющих на жизнь нашего общества. Доказано, что чем шире кругозор, тем больше осмысленности и вариативности в принятии решений.
Культурное развитие
Взять на себя обязательство формулировать списки рекомендаций, что посмотреть, почитать, куда сходить, конечно, можно. Но таких списков создается множество, правда, часто о них можно и, на мой взгляд, нужно спорить – ведь в споре рождается истина.
Дело не в полноте и чистоте списков рекомендаций – главная задача показать руководителям, что в истории и культуре своей страны они могут найти новый богатый, просто неисчерпаемый ресурс для своей деятельности. Для этого надо не просто давать рекомендации, а вовлекать руководителей через событие, физическое взаимодействие с экспертом, пространством, произведением искусства и т. п.
Мы не можем и не должны ставить перед собой задачу гуманитарного образования руководителей. Все-таки этими вопросами должны заниматься школы и, наверное, университеты. Кстати, в Академии Генерального Штаба царской России помимо военных дисциплин будущие генералы изучали историю, логику, естествознание, принципы работы с информацией, государственное управление. А известный российский режиссер Карен Шахназаров рассказывал, что на «Мосфильме» курсы по русской литературе и истории читаются всем сотрудникам: актерам, монтажерам, звукооператорам – всем.
На программе мы пытаемся найти и раскрыть комплексные темы, где на стыке истории и разнообразных культурных произведений и явлений раскрывается механика управленческих решений, которые повлияли на жизнь страны и общества.
Меньше всего хочется формализовать данный процесс получения знаний – проводить тесты «на входе» и «на выходе». Вообще, кажется, мы зачастую находимся под каким-то волшебным воздействием некоторых бизнес-концептов, которые при вдумчивом анализе в пределе своем похожи на идеологические диверсии. Нас учили, что, если цель не может быть «отсмартована», она не настоящая цель. Но как вы можете «отсмартовать» цель развития любви и уважения к своей Родине, истории, культуре?
Мы понимаем, что эффективность такой программы оценить сложно. Но мы готовы «играть в долгую». Потому что уверены, что такая программа формирует дополнительный, но крайне важный контекст для принятия стратегических решений.