Управленческая деятельность через культурный код | блог Новая Эпоха

Культурный код руководителя

7 мин
641

Что такое культурный код? С точки зрения семиотики он одновременно представляет собой знаковую структуру и свод соответствующих правил по упорядочиванию знаков. Вместе они позволяют раскрыть смысловое содержание культурного элемента. Речь может идти об отдельном слове или о литературном произведении целиком.

С позиции культурологов – это особый набор характеристик, позволяющих идентифицировать культуру.

Что вкладывают в это понятие создатели программы для управленцев «Культурный код» Университета Банка России, рассказала заместитель директора этого корпоративного вуза Ирина Драпуля.

Культурный код в эпоху турбулентности

Модуль «Культурный код» программы развития Федерального кадрового резерва на высшие управленческие должности Банка России имеет все шансы превратиться в отдельную программу для более широкой аудитории сотрудников организации.

На этапе формирования программы для руководителей стало понятно, что в ней должна быть часть, которая поможет развить стратегическое видение и перспективное мышление.  

Мы поняли, что без знания и, что, наверное, важнее, без интереса к истории и культуре своей страны, которые формируют чувства причастности и уважения, сложно понять свое место в этом мире, формулировать масштабные задачи, добиваться их решения. Руководители должны быть мотивированы чем-то большим, чем получение прибыли или расширение доли рынка.

Когда ты понимаешь, что в этой стране ты живешь и в ней жить твоим детям и внукам, – открывается совсем другая перспектива для деятельности. Знание истории и культуры страны дает фундамент для понимания движущих сил, которые влияли на современников, их решения и эффект этих решений для будущих поколений. Иначе просто не получится верно осмыслить и по достоинству оценить наше наследие и текущие вызовы.

В архитектуре, арт-проектах и художественных произведениях отражается опыт общества, формируется критический объем знаний, без которых сложно (а, пожалуй, и невозможно) стать руководителем, принимающим стратегические решения. Это база, необходимая для развития системного мышления, стратегического видения и способности к творческому осмыслению задач и созидательной трансформации.

Любому человеку необходимы жизненные ориентиры. И в развитии руководителя трудно переоценить важность правильных ролевых моделей.

В текущей ситуации неопределенности и турбулентности мы говорим о дефиците авторитетов, безусловно уважаемых лидеров, и поэтому знакомство с яркими личностями прошлого, осмысление их опыта и наследия может стать эффективным элементом развития современных руководителей.

Программа «Культурный код» открывает много неочевидных знаний, исторических параллелей, истоков созидания масштабного и значимого. Через понимание исторического контекста, явлений культуры и искусства мы расшифровываем наш культурный код, который, в свою очередь, открывает новые перспективы и смыслы управленческой деятельности.
Ирина Драпуля, заместитель директора Университета Банка России

Культурный кругозор и масштабность мышления

В модели управленческих компетенций Банка России есть компетенция «масштабность». Это про способность руководителя формировать и транслировать стратегические цели, про дальновидность, про анализ рисков и альтернатив.

Без широкого кругозора за рамками своей непосредственной деятельности трудно увидеть и осмыслить весь спектр трендов и закономерностей, влияющих на жизнь нашего общества. Доказано, что чем шире кругозор, тем больше осмысленности и вариативности в принятии решений.

Поэтому задача программы «Культурный код» – через разговор о важных исторических процессах и событиях, о важных культурных явлениях простимулировать взрослых людей (руководителей) задуматься о важности постоянного расширения кругозора и развития эстетического вкуса, о формировании более проактивной личной позиции в поиске смыслов и связей собственной деятельности, ее значения для общества.

Культурное развитие

Взять на себя обязательство формулировать списки рекомендаций, что посмотреть, почитать, куда сходить, конечно, можно. Но таких списков создается множество, правда, часто о них можно и, на мой взгляд, нужно спорить – ведь в споре рождается истина.

Дело не в полноте и чистоте списков рекомендаций – главная задача показать руководителям, что в истории и культуре своей страны они могут найти новый богатый, просто неисчерпаемый ресурс для своей деятельности. Для этого надо не просто давать рекомендации, а вовлекать руководителей через событие, физическое взаимодействие с экспертом, пространством, произведением искусства и т. п.

Руководители люди очень занятые, у них много задач, и далеко не все готовы самостоятельно организоваться и выйти в выходной в музей, вечером сесть и прочитать книгу из списка – наша помощь и состоит в том, что мы создаем условия для групповой фокусировки. Здесь уже включается понятие обязательства. Наша задача попробовать сформировать привычку, продемонстрировать возможности и сделать так, чтобы в будущем, возможно, усилились элементы самоорганизации.

Мы не можем и не должны ставить перед собой задачу гуманитарного образования руководителей. Все-таки этими вопросами должны заниматься школы и, наверное, университеты. Кстати, в Академии Генерального Штаба царской России помимо военных дисциплин будущие генералы изучали историю, логику, естествознание, принципы работы с информацией, государственное управление.  А известный российский режиссер Карен Шахназаров рассказывал, что на «Мосфильме» курсы по русской литературе и истории читаются всем сотрудникам: актерам, монтажерам, звукооператорам – всем.

На программе мы пытаемся найти и раскрыть комплексные темы, где на стыке истории и разнообразных культурных произведений и явлений раскрывается механика управленческих решений, которые повлияли на жизнь страны и общества.

Меньше всего хочется формализовать данный процесс получения знаний – проводить тесты «на входе» и «на выходе». Вообще, кажется, мы зачастую находимся под каким-то волшебным воздействием некоторых бизнес-концептов, которые при вдумчивом анализе в пределе своем похожи на идеологические диверсии. Нас учили, что, если цель не может быть «отсмартована», она не настоящая цель. Но как вы можете «отсмартовать» цель развития любви и уважения к своей Родине, истории, культуре?

Мы понимаем, что эффективность такой программы оценить сложно. Но мы готовы «играть в долгую». Потому что уверены, что такая программа формирует дополнительный, но крайне важный контекст для принятия стратегических решений.

Читайте также по теме: