Корпоративное обучение сегодня решает две серьезных задачи:
взять на вооружение онлайн-инструменты, но не потерять обучающегося,
сделать обучение постоянной частью рабочей жизни, чтобы можно было учиться и работать одновременно.
Важная проблема любого тренера или спикера – вовлеченность. В автономном асинхронном онлайн-обучении проблема усложняется в разы. Доходимость – самая страшная метрика любого обучающего курса, потому что она падает в процессе, и часто – почти до нуля. Другими словами, сотрудники курс не заканчивают.
Почему так происходит?
Взглянем на это с точки зрения Customer Experience. Концепция опыта, создающего впечатления, началась с момента ухода потребителей от демонстративного консьюмеризма в персональное удовольствие и личный выбор. Так произошло постепенно со всеми видами деятельности, включая обучение. Особую роль в персональной доставке обучающего контента теперь играет цифровизация. Поэтому «взлетают» именно те решения, которые максимально быстро и точно доставляют знания обучающемуся.
Однако если в вашем смартфоне сегодня есть доставка всего, включая разнообразный контент, обучение начинает серьезно с этим конкурировать. Конечно же, речь не о том, чтобы приравнять обучение к просмотру видео. Задача LD в рамках корпоративной методологии – взять на вооружение все то, что давно используется для вовлечения и поддержания внимания. Давайте вспомним, что:
лучшее обучение мотивирует и показывает границы незнания,
перформанс является частью обучения со времен правления жрецов, наставничества Сократа и зарождения первых университетов,
учитель как актер моноспектакля всегда прибегает к распространенным театральным приемам.
Но если компания переносит обучение на экран, то начинается уже не театр, а кино! А это принципиально другой вид искусства. Можно ли вовлечь сотрудника в обучение таким образом, чтобы он «залип» у монитора словно это не базовый курс, а «Игра престолов» или «Карточный домик»? И способен ли бизнес вообще создавать мощный и в буквальном смысле впечатляющий опыт (Experience)?
О чем важно помнить при создании обучающего курса?
Те цели и возможности, которые есть сейчас у корпоративных методологов и тренеров, превращают их в режиссеров, сценаристов и актеров современных сериалов и театральных постановок. Почему?
Во-первых, есть цель адаптивного обучения – обучать только конкретного сотрудника тому, что ему необходимо. Поэтому нужно сперва изучить потребности и разработать индивидуальные траектории обучения, что невозможно без перехода обучения «в цифру», а затем создать средства персонализированной подачи контента (представим это как личный кабинет в Netflix) и индивидуального подхода к отработке навыков (допустим, что ваш спектакль переносится в зрительный зал, и зрители начинают подыгрывать актерам).
Во-вторых, на цифровой платформе курсы нужно выстроить так, чтобы сотрудник с интересом был вовлечен в обучение, с высокой мотивацией продолжил его и с удовлетворенностью завершил. Обучающий курс – вовсе не блокбастер с попкорном, это скорее интеллектуальный сериал для тех, кто хочет провести время не только с удовольствием, но и с пользой. И сделать это в удобное время в коротком формате.
В-третьих, если вернуться к опыту, создающему впечатления, то стоит вспомнить концепцию Learning Experience, которая, как и любая другая концепция опыта, должна помочь выстроить путь обучающегося от начала до завершения. Этот путь представляет собой ни что иное, как драматургию определенной цепочки событий, которая направлена в центр управления эмоциями. И это лучше всего для вовлечения и мотивации обучающихся. Радость от узнавания нового, от создания лучшей версии себя, эмоциональное проживание учебного опыта – важное условие применения знаний на практике.
Другими словами, подход к обучению как к сериальной постановке обеспечивает мотивацию к обучению, удержание внимания, интерес, а в идеале – инсайт и даже катарсис. И лучше всего, если обучающий сериал находится в личном кабинете на платформе типа Netflix: максимально дружественной, удобной и персонализированной.
Перед нами стоит нетривиальная задача – добиться результата в виде новых знаний и умений, не потеряв при этом драйва и эмоционального накала… Не развлечь обучающегося, но создать стойкий мотив к обучению и интригу «что дальше». Тогда в конце пути нас будет ждать не волшебный happy end, а всем понятный good business.