Если ценности компании и сотрудников согласованны, все идут к общей цели. При этом корпоративные ценности выходят за рамки конкретных ситуаций, выделяют компанию на фоне конкурентов, формируют HR-бренд и задают тон корпоративной культуре.
Ценности – наиболее важные руководящие принципы, помогающие принимать решения и выбирать между приемлемым и неприемлемым способом поведения.
Принято считать, что корпоративные ценности не могут существовать в отрыве от ценностей сотрудников – как личных, так и коллективных. Сама система ценностей предполагает, что сотрудники знают о существовании корпоративных ценностей и разделяют их.
Система ценностей организации
Разрыв в ценностях говорит о том, что в компании декларируется один образ действий, а на практике проявляется другой. Но как измерить степень разрыва, подрывающего корпоративную культуру?
Ценностный разрыв – расхождение декларируемых ценностей компании с фактически проявляющимися в поведении сотрудников.
Что это такое?
Чтобы понять ценностные разрывы, компании обращаются к диагностике ценностей сотрудников еще на этапе отбора, а также проводят ежегодную оценку на соответствие корпоративной культуре. Традиционно для оценки ценностей применяют опросники, основанные на утверждениях, и интервью.
Интервью – структурированная беседа по заранее намеченному плану. Вопросы направлены на определение доминирующих ценностей человека. Главными недостатками такой процедуры являются высокие требования к квалификации интервьюера, субъективность интерпретации и большие затраты ресурсов на проведение.
Опросники – стандартизированные методики, позволяющие диагностировать ценностную сферу человека. Основным недостатком опросников можно считать очевидность отношения утверждений к измеряемым ценностям. Это может провоцировать участников на искажения.
Однако есть еще одна методика, которая нивелирует недостатки интервью и опросников – тесты ситуационных суждений.
Situational Judgement Tests (SJT), или тесты ситуационных суждений – метод диагностики, моделирующий реальные рабочие ситуации и различные подходы к их решению, которые тестируемый должен проанализировать и оценить.
Как это работает?
В основе SJT лежит ситуативная диагностика: участнику предлагается дилемма, для которой сложно подобрать «правильный ответ», и различные варианты поведения. Преднамеренно улучшить свой результат у сотрудника не выйдет, и это существенно повышает достоверность оценки. Выбор стратегий поведения позволяет с высокой вероятностью определить, разделяет сотрудник ценности компании или нет.
Удобно и то, что тест разрабатывается под ценности конкретной компании на основе реальных рабочих ситуаций. Когда сотрудник узнает себя в них, то выбирает самый «естественный» для себя ответ. Интуитивно этот ответ понятен и руководителю, то есть не всегда есть потребность обращаться к эксперту для интерпретации. Вы уже понимаете, чем руководствуется человек в ситуации, которая описана в тесте.
Что влияет на результат?
Непосредственно разработка инструмента оценки проходит в несколько этапов. Перед этим важно проанализировать модель корпоративных ценностей. Зачастую разработка ценностей осуществляется без должной концептуализации. Например, когда ценность содержит в себе смыслы, которые не могут быть объединены, или же смыслы одной ценности относятся к совершенно другой.
Требования к ценностям
Сформулируйте ясные и четкие критерии, по которым будет проводиться оценка. Тогда вы сможете получить непротиворечивую и достаточную для диагностических целей модель корпоративных ценностей.
Этапы проекта по диагностике ценностей сотрудников
После разработки и применения теста работа над ним не заканчивается. Как и любой другой продукт, тест ситуационных суждений нуждается в улучшении и доработке. Его развитие обеспечивают1 :
оценка качества методики,
уточнение области валидности методики и совершенствование ее интерпретации,
создание новых форм, адаптация и модификация теста,
совершенствование пользовательских характеристик методики.
Это позволит вам использовать SJT на протяжении многих лет и обеспечивать качественную и точную оценку ценностей кандидатов и сотрудников. Подбор и развитие по ценностям создадут прочный фундамент для бизнеса – сплоченных и приверженных людей, готовых вместе двигаться к цели и приносить пользу обществу.
1Батурин, Н. А. & Мельникова, Н. Н. (2011). Технология разработки тестов: часть VI // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». №18. С. 48-59.