В XXI столетии коммуникация стала более интерактивной и визуальной. Люди в личном и деловом общении активно пользуются стикерами, видео в кружочках, актуальными мемами, анимированными реакциями, короткими видео с фронтальной камеры и gif-aнимациями.
Язык был, есть и остается главным инструментом коммуникаций, но для убедительного донесения информации без визуализации больше не обойтись, особенно когда приходится иметь дело с поколением Z. Впрочем, и некоторым представителям поколения X (рожденные в период с 1965 по 1983 год), занимающим руководящие посты, уже сложно представить себе письмо или сообщение без эмодзи, подчеркивающих настроение собеседников.
Эмоциональная окраска в устной речи и переписке перестает быть моветоном в тех организациях, чьи руководители устремились в сторону человекоцентричности и дают право себе и своим сотрудникам на полный спектр эмоций.
Золотые правила коммуникации
Прежде чем переходить к разговору о современных подходах, заглянем на много веков назад, когда «ковались» золотые правила подачи информации – в эпоху древнегреческих ораторов.
У каждого мастера слова имелись свои привычки и особенности.
Речи Перикла, политика и оратора, жившего в Афинах в V веке до н. э., отличались силой и вдохновением.
Тирады Демосфена были мощными и убедительными, он часто использовал эмоциональные аргументы, чтобы воздействовать на аудиторию. Этот грек отличался прекрасной ораторской техникой, в частности, использовал риторические фигуры, такие как антитеза и повторение, чтобы подчеркнуть свои аргументы.
Исократ был известен длинными и элегантными речами. В отличие от Демосфена, он предпочитал более мягкий и проникновенный стиль. Оратор уделял большое внимание литературной структуре речей, создавая хорошо проработанные и гармоничные произведения. Его стиль ораторства был образцовым и восхищал слушателей красотой и ясностью.
Горгий был известен своим искусством убеждения и умением воздействовать на чувства слушателей. Он использовал сложные и красочные метафоры, чтобы вызывать нужные впечатления и эмоции.
Примерно в те же времена были выработаны золотые правила коммуникации, позволявшие оратору мастерски выполнять следующие задачи.
Донести суть до аудитории, при этом используя различные приемы от эмоций до активной жестикуляции. Если оратор не интересен, есть риск искажения информации, теряется фокус внимания.
Оратор предлагал людям действовать в соответствии с целями или задачами, которые он озвучивал перед публикой. В современном контенте часто добавляют призыв к действию, что в целом только подчеркивает актуальность этого правила.
Интересное, грамотное выступление позволяло людям получать удовольствие от информации. Так оратор вызывал нужную ему эмоцию или симпатию.
Эти правила актуальны и в настоящее время. При этом передача информации уже давно происходит не в амфитеатрах, а вирусность распространения контента позволяет зацепить огромные аудитории.
Как доносить контент до современной аудитории
За годы работы с видеоконтентом в медиа мне удалось вывести несколько формул современной подачи информации. Одна из них акцентируется на пользе контента. Другая – на фокусе внимания.
Этими формулами можно активно пользоваться для записи видео или же при формулировании длинного сообщения.
Формула 1. Польза контента
Важно сказать, что польза не всегда означает какой-то конкретный полезный эффект (например, аудитория станет лучше разбираться в какой-то теме или получит ценные знания, которые сможет применить в работе).
Пользой может быть позитивная реакция, эстетическое удовольствие или развлекательный эффект.
Тп – время, посвященное полезной информации, Tб – время, выделенное на информацию, которой можно пожертвовать (бесполезную).
Формула 2. Фокус внимания
Фокус внимания – это количество времени, которое аудитория готова выделить на конкретный контент.
Значения полученных результатов:
Бесполезная информация («вода») будет снижать пользу контента и уменьшать фокус внимания. Поэтому важно относиться к контенту как к самостоятельной единице информации. Неважно, какой формат визуальных коммуникаций выбирает ее создатель, – нужно всегда заботиться о пользе и внимании аудитории.
Помните, что захватить внимание аудитории нужно в первые секунды. Популярность коротких форматов контента доказывает, что люди привыкают выделять все меньше времени на просмотр информации.
Даже самая лучшая коммуникационная стратегия, созданная экспертами, может не достичь поставленных целей, если выбранные форматы контента окажутся «не полезными» или не будет учтен фокус внимания.