Устойчивость дает возможность двигаться вперед и встречать вызовы, не ломаясь при встречном ветре. Как ее сохранять в сложных ситуациях, какие принципы и какие подходы можно для этого использовать?
Речь пойдет о неочевидных вещах в устойчивости, как доверие, открытость и умение находить взаимовыгодные решения. Это непросто, но мы же не ищем легких путей.
Доверие в социологии и психологии — открытые взаимоотношения между людьми (либо между человеком и субъектом), содержащие уверенность в порядочности другого человека (субъекта), с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях. Доверие считается одной из основ социальных институтов.
Доверие в экономике и менеджменте
Доверие имеет прямое отношение к экономике. Когда оно снижается, то скорость транзакций уменьшается, а затраты резко растут. Показатель снижения доверия: востребованность в дополнительной проверке документов и товаров, работа исключительно по предоплате, дополнительные страховки, привлечение посредников в качестве гарантов. Все это существенно осложняет процесс заключения сделок и может приводить к убыткам.
Помимо заключения контрактов, доверие играет важную роль в организации эффективной работы внутри компаний. В эпоху перемен ориентир на доверительные и открытые отношения между руководителями и командой, между сотрудниками, с партнерами и клиентами быстро конвертируется в хорошие деньги для бизнеса.
Пандемийный период с переводом сотрудников на удаленку, когда люди стали ориентироваться на результат, а не на количество отработанных часов в офисе, сделал эту конвертацию более устойчивой и существенной. Чтобы сохранить эти достижения после пандемии, нужно продолжать делать ставку на доверие.
Инструмент руководителя
В работе руководителя доверие – инструмент. Обычно это понятие используется вне официальных отношений, и напрасно. Бизнес-процессам, бережливому производству, безопасности на производстве можно научить. Важно думать о людях в процессах. На людей мы опираемся, с людьми мы разговариваем, с ними мы производим все наши продукты.
Что мы обычно имеем в любой сложной системе? Множество переплетенных интересов коллег. Во что это обычно «выливается»? В огромный ворох переписки с изложением своей позиции, кучу резолюций для исполнения, большие совещания с криком и ором (ор не всегда, но желателен). И дальше подсчет очков!
Ну что-то типа того:
Дальше подставляйте любую рабочую ситуацию: что два года назад Мария Ивановна не согласовала счет, и оплата прошла в другом месяце, и вас ругал начальник. Чем дольше вы работаете в компании, тем больше у вас таких ситуаций. Они превращаются в опыт и повторяемость, рутину, бесконечное подтверждение, что вокруг все очень сложно… и только ты стоишь на защите интересов добра и света. Это обычный круг для нас.
Выигрышная позиция
Но можно ведь поступать иначе: начать общаться с коллегами, прекратить видеть врагов в тех, кто может быть соратниками. Можно по-другому решать проблемы: обходясь без принципа «ни пяди врагу».
Наверное, для кого-то это прозвучит как открытие, но люди не хотят конфликтовать, хотят решить проблему быстро и просто. Вы, может быть, слышали, как совещание, где никто не поругался, часто заканчивается словами «вот всегда бы так!». Не потому, что все такие хорошие, а потому что конфликт энергозатратен и не всегда заканчивается в вашу пользу.
Причем оба участника конфликта часто не знают, выиграют они или проиграют. Поэтому решение вопросов с точки зрения доверия – это выигрыш для обеих сторон. Вы доверяете профессионалам, сидящим напротив вас.
И еще один плюс: у вас накапливается социальный капитал в виде положительных связей с коллегами, которые, в свою очередь, начинают относиться к вам также положительно. Ваша репутация не только пойдет впереди вас, и вам будет легче работать, но и настроение каждый день будет отличное. И вообще, делать коллег чуточку добрее очень приятно.
Договариваться можно проще, чем многие думают. Важно осознать, что другие коллеги не всегда ждут, когда ты ошибешься, а готовы помогать; что общая цель важнее частных ошибок.
Всегда стоит искать точки соприкосновения – разница в позиции и отрицательные вопросы всплывут и так…
В долгосрочной перспективе стратегия, направленная на сотрудничество и доверие, дает больше результата, чем «перетягивание каната» между подразделениями или предприятиями, или отдельными питающими друг к другу неприязнь личностями.
Первые шаги по пути открытого взаимодействия
Вот несколько тезисов, которые можно взять на вооружение, чтобы начать использовать доверительную модель работы в коллективе, стараться взаимодействовать с людьми, что называется, с открытым забралом.
Горизонт возможностей
Использование такой доверительной модели в вашей работе даст вам возможность дополнить свой управленческий инструмент, по-другому взглянуть на коллег и повысить себе и другим настроение на работе. Человек может оценить только то, что сам попробовал. Попробуйте. Вы ничего не потеряете, а только расширите ваш горизонт возможностей.