Почему люди играют в игры?
Игра – это естественное состояние человека. Дети с самого рождения исследуют мир через игру, приобретая навыки, которые окажутся полезными во взрослой жизни. Причем это не только развитие физических способностей, но и «примерка» самых разных социальных ролей: игры в «дочки-матери», больницу, парикмахерскую, школу… В ходе игры формируются новые нейронные связи, которые становятся более устойчивыми благодаря тому, что игра всегда сопровождается многократными повторениями и положительными эмоциями.
В человеческом обществе игра колоссально важна. Через игру люди устанавливают контакт, общаются, сотрудничают, развивают эмпатию и умение работать в команде. Игра стимулирует фантазию, творческое мышление и умение находить нестандартные решения проблем. Программы и реакции, освоенные по ходу игры, позже легко можно использовать в реальной жизни.
В чем уникальность игры?
По мнению нидерландского ученого Йохана Хёйзинги, которое он изложил в своем труде под названием «Человек играющий», игра – это поведение, осуществляемое в определенных границах места, времени, смысла, зримо упорядоченное, протекающее согласно добровольно принятым правилам. Такое поведение сопровождается ощущением напряжения и подъема и приносит с собой снятие напряжения и радость.
Уникальность игры как явления заключается в том, что это всегда некое свободное действие (в игру не играют по принуждению), но в то же время подразумевающее строгий внутренний порядок (ритуалы, правила) и определенное игровое сообщество (участники игры).
Игра находится вне будничной действительности и предполагает высокий градус эмоций, а в таком состоянии все воспринимается и запоминается легче. Именно поэтому игра – это прекрасный инструмент корпоративного обучения.
В чем разница между деловой игрой и бизнес-симуляцией?
Эти понятия часто путают или используют как тождественные. И деловая игра, и бизнес-симуляция являются разновидностями симуляции в обучении.
Симуляция – это интерактивный метод развития навыков и умений, при котором происходит воспроизведение (моделирование) реальных процессов, событий, мест или ситуаций.
Бизнес-симуляция – это вид симуляции, в котором моделируются бизнес-процессы реальной экономической единицы (подразделения, целого предприятия, отрасли) с целью развития определенных навыков и компетенций.
Деловая игра – это вид симуляции, который включает игровые элементы: сюжет, интерактивность, обратную связь, а также игровые процессы и правила.
Деловая игра отличается от бизнес-симуляции степенью приближенности к реальной действительности: если ситуация в симуляции должна быть узнаваемой, то в деловой игре ситуации могут быть воображаемыми.
Какими признаками обладают деловые игры?
Деловые игры могут быть разными по формату. Но есть общие признаки, которые их объединяют.
Конкретная цель – в каждой игре перед участниками ставится конкретная цель. Например, улучшение финансовых показателей компании, создание продукта под запрос клиента, строительство моста или башни.
Временные рамки – участникам отводится определенное время на выполнение заданий или достижение целей, что добавляет элемент испытания и давления.
Наличие неопределенности/конфликта, ограниченных ресурсов. Игроки должны управлять ограниченными ресурсами, такими как бюджет, персонал, время и т. д. и искать оптимальные способы использования этих ресурсов для достижения целей.
Необходимость принятия решений – участники должны принимать стратегические и тактические решения для успешного завершения игры, часто сталкиваясь с различными сценариями и проблемами.
Фаза рефлексии – в конце каждого игрового периода важно определять и фиксировать результаты действий игроков. На основе зафиксированных данных в фазе рефлексии проводится критический анализ принятых в ходе игры решений и примененных стратегий.
В чем преимущества деловой игры перед традиционными методами обучения?
«Школа памяти» с ее установкой на запоминание учебного материала уступает место «школе мышления», формируя исследовательский подход к его усвоению.
Деловая игра в отличие от традиционных образовательных форматов:
Форматы деловых игр
Многие классифицируют деловые игры по развиваемым компетенциям. Классификация BITOBE выстроена по механикам, по форматам.
Разберем подробно четыре таких формата: ролевые игры, кейс-игры, игры по станциям, инженерные игры.
Ролевые игры
Человек ведет себя одинаково в настоящей или смоделированной ситуации, что позволяет минимизировать риски и потери при нарабатывании опыта, который впоследствии применяется в реальной жизни. В этом заключается особая ценность ролевых игр.
Компетенции, которые можно развить, играя в ролевые игры:
Пример ролевой игры – «Пески Египта».
Эта игра, моделирующая методологию управления проектами. Здесь люди перевоплощаются, попадают в Древний Египет и строят пирамиду для фараона. В этом состоит их проект. Они соревнуются командами, двигаясь к результату через постоянное поступление новых вводных от заказчика.
Игры по станциям
Игра по станциям – всем нам знакомая с детства механика. Ее ценность – последовательная отработка навыков в разных ситуациях в рамках одной идеи.
Развиваемые компетенции:
Архипелаг ценностей – игра по станциям, помогающая участникам осознать наполнение и значимость корпоративных ценностей. Каждый остров архипелага посвящен определенной ценности. Для того чтобы пройти испытания, команде нужно буквально «пропустить через себя» каждую корпоративную ценность.
Кейс-игры
Игры этого типа любят топ-менеджеры, потому что здесь задействуется аналитическое мышление, идет работа с потоками информации. Ценность кейс-игр – отработка навыков принятия решений в условиях смоделированной ситуации высокой неопределенности.
Компетенции, которые можно развивать:
Инженерные игры
Развитие навыков командной работы, лидерства и проектного управления через конструирование предметов – ключевые ценности инженерных игр, в которые любят играть все.
Развиваемые компетенции:
Коммуникативные навыки: взаимодействие в команде для успешного выполнения совместных инженерных задач.
Аналитическое мышление: способность анализировать сложные ситуации, выявлять причины проблем и находить эффективные решения.
Креативность и инновации: нестандартный подход и поиск инновационных решений.
Принятие коллегиальных решений: умение принимать командные решения в условиях неопределенности и ограниченности ресурсов.
Для примера лучше всего подходит игра под названием «Конструкторское бюро», когда одной команде нужно сформировать понятное ТЗ, а другой – построить то, что указано в этом техническом задании.
Подбор деловой игры
Как подобрать деловую игру, учитывая цели обучения и ту аудиторию, с которой предстоит работать? В BITOBE для этого разработан четкий и понятный алгоритм.
Первое, что нужно сделать, – определить, какие конкретные навыки, знания или умения вы хотите развить у участников через деловую игру.
Второе – нужно исследовать целевую аудиторию, чтобы определить их уровень знаний, опыт работы, предпочтения и интересы.
Третье – выбрать ту деловую игру, которая лучше всего соответствует целям обучения и потребностям аудитории.
Четвертое – постараться учесть особенности отрасли, в которой работает аудитория, а также актуальные бизнес-ситуации.
Пятое – оценить результаты и прогресс участников, использовать обратную связь для дальнейшего улучшения формата игры и достижения поставленных целей.
P. S. Изучить каталог деловых игр BITOBE можно здесь