Корпоративные деловые игры | блог Новая Эпоха Управления

Деловые игры

10 мин
871

Деловые игры обложка

Почему люди играют в игры?

Игра – это естественное состояние человека. Дети с самого рождения исследуют мир через игру, приобретая навыки, которые окажутся полезными во взрослой жизни. Причем это не только развитие физических способностей, но и «примерка» самых разных социальных ролей: игры в «дочки-матери», больницу, парикмахерскую, школу… В ходе игры формируются новые нейронные связи, которые становятся более устойчивыми благодаря тому, что игра всегда сопровождается многократными повторениями и положительными эмоциями.

В человеческом обществе игра колоссально важна. Через игру люди устанавливают контакт, общаются, сотрудничают, развивают эмпатию и умение работать в команде. Игра стимулирует фантазию, творческое мышление и умение находить нестандартные решения проблем. Программы и реакции, освоенные по ходу игры, позже легко можно использовать в реальной жизни.

В чем уникальность игры?

По мнению нидерландского ученого Йохана Хёйзинги, которое он изложил в своем труде под названием «Человек играющий», игра – это поведение, осуществляемое в определенных границах места, времени, смысла, зримо упорядоченное, протекающее согласно добровольно принятым правилам. Такое поведение сопровождается ощущением напряжения и подъема и приносит с собой снятие напряжения и радость.

Уникальность игры как явления заключается в том, что это всегда некое свободное действие (в игру не играют по принуждению), но в то же время подразумевающее строгий внутренний порядок (ритуалы, правила) и определенное игровое сообщество (участники игры).

Игра находится вне будничной действительности и предполагает высокий градус эмоций, а в таком состоянии все воспринимается и запоминается легче. Именно поэтому игра – это прекрасный инструмент корпоративного обучения.

В чем разница между деловой игрой и бизнес-симуляцией?

Эти понятия часто путают или используют как тождественные. И деловая игра, и бизнес-симуляция являются разновидностями симуляции в обучении.

Симуляция – это интерактивный метод развития навыков и умений, при котором происходит воспроизведение (моделирование) реальных процессов, событий, мест или ситуаций.

Бизнес-симуляция – это вид симуляции, в котором моделируются бизнес-процессы реальной экономической единицы (подразделения, целого предприятия, отрасли) с целью развития определенных навыков и компетенций.

Деловая игра  это вид симуляции, который включает игровые элементы: сюжет, интерактивность, обратную связь, а также игровые процессы и правила.

Деловая игра отличается от бизнес-симуляции степенью приближенности к реальной действительности: если ситуация в симуляции должна быть узнаваемой, то в деловой игре ситуации могут быть воображаемыми.

Какими признаками обладают деловые игры?

Деловые игры могут быть разными по формату. Но есть общие признаки, которые их объединяют.

Конкретная цель – в каждой игре перед участниками ставится конкретная цель. Например, улучшение финансовых показателей компании, создание продукта под запрос клиента, строительство моста или башни.

Временные рамки – участникам отводится определенное время на выполнение заданий или достижение целей, что добавляет элемент испытания и давления.

Наличие неопределенности/конфликта, ограниченных ресурсов. Игроки должны управлять ограниченными ресурсами, такими как бюджет, персонал, время и т. д. и искать оптимальные способы использования этих ресурсов для достижения целей.

Необходимость принятия решений – участники должны принимать стратегические и тактические решения для успешного завершения игры, часто сталкиваясь с различными сценариями и проблемами.

Фаза рефлексии – в конце каждого игрового периода важно определять и фиксировать результаты действий игроков. На основе зафиксированных данных в фазе рефлексии проводится критический анализ принятых в ходе игры решений и примененных стратегий.

В чем преимущества деловой игры перед традиционными методами обучения?

«Школа памяти» с ее установкой на запоминание учебного материала уступает место «школе мышления», формируя исследовательский подход к его усвоению.

Деловая игра в отличие от традиционных образовательных форматов:

снимает противоречие между абстрактным характером учебного материала и реальным характером деятельности;
насыщена обратной связью;
побуждает к активной поисковой деятельности, приближенной к реальной действительности;
способствует большей вовлеченности обучаемых;
создает безрисковое пространство, в котором отрабатываются навыки и ощущаются последствия принятия решений.

Форматы деловых игр

Многие классифицируют деловые игры по развиваемым компетенциям. Классификация BITOBE выстроена по механикам, по форматам.

Форматы деловых игр по классификации BITOBE

Разберем подробно четыре таких формата: ролевые игры, кейс-игры, игры по станциям, инженерные игры.

Ролевые игры

Человек ведет себя одинаково в настоящей или смоделированной ситуации, что позволяет минимизировать риски и потери при нарабатывании опыта, который впоследствии применяется в реальной жизни. В этом заключается особая ценность ролевых игр.

Компетенции, которые можно развить, играя в ролевые игры:


Коммуникативная компетенция: способность выражать свои намерения и потребности так, чтобы их понимал взаимодействующий партнер.

Расширение репертуара ролевых моделей: возможность «выгулять» несвойственную роль, отгрузить свои переживания, подготовиться к новым ролям.

Эмпатия: способность войти в положение взаимодействующего партнера и раскрыть его ожидания.

Толерантность по отношению к неясным ситуациям: способность оставаться терпимым к расходящимся ожиданиям и неясным ситуациям.

Пример ролевой игры – «Пески Египта».

Эта игра, моделирующая методологию управления проектами. Здесь люди перевоплощаются, попадают в Древний Египет и строят пирамиду для фараона. В этом состоит их проект. Они соревнуются командами, двигаясь к результату через постоянное поступление новых вводных от заказчика.

Игры по станциям

Игра по станциям – всем нам знакомая с детства механика. Ее ценность – последовательная отработка навыков в разных ситуациях в рамках одной идеи.

Развиваемые компетенции:


Стратегические навыки: интеллектуальный потенциал, решение проблем, творческие способности.

Операционные навыки: своевременное принятие решений, управление временем, организаторские способности.

Управление трудностями: управление конфликтами, руководящие навыки, ориентация на результат.

Межличностные навыки: понимание других, работа в команде.


Архипелаг ценностей – игра по станциям, помогающая участникам осознать наполнение и значимость корпоративных ценностей. Каждый остров архипелага посвящен определенной ценности. Для того чтобы пройти испытания, команде нужно буквально «пропустить через себя» каждую корпоративную ценность.

Кейс-игры

Игры этого типа любят топ-менеджеры, потому что здесь задействуется аналитическое мышление, идет работа с потоками информации. Ценность кейс-игр – отработка навыков принятия решений в условиях смоделированной ситуации высокой неопределенности.

Компетенции, которые можно развивать:

1
Аналитическое мышление: способность анализировать сложные ситуации, выявлять причины проблем и находить эффективные решения.
2
Креативность: нестандартный подход к решению проблем, способность к творческому мышлению.
3
Стратегическое мышление: умение строить долгосрочные и краткосрочные стратегии, предвидеть последствия своих действий и адаптироваться к изменениям ситуации.
4
Коммуникативные навыки: умение убеждать других в своей точке зрения и принимать коллективные решения.


В ассортименте деловых игр BITOBE этому формату соответствует «Супертанкер». Игровой процесс строится следующим образом: каждому участнику выдают свой кусочек информации. Сообща они должны придумать, как довести танкер до пункта его назначения.
Евгения Швецова, руководитель направления «Деловые игры» BITOBE

Инженерные игры

Развитие навыков командной работы, лидерства и проектного управления через конструирование предметов – ключевые ценности инженерных игр, в которые любят играть все.

Развиваемые компетенции:

Коммуникативные навыки: взаимодействие в команде для успешного выполнения совместных инженерных задач.

Аналитическое мышление: способность анализировать сложные ситуации, выявлять причины проблем и находить эффективные решения.

Креативность и инновации: нестандартный подход и поиск инновационных решений.

Принятие коллегиальных решений: умение принимать командные решения в условиях неопределенности и ограниченности ресурсов.

Для примера лучше всего подходит игра под названием «Конструкторское бюро», когда одной команде нужно сформировать понятное ТЗ, а другой – построить то, что указано в этом техническом задании.

Подбор деловой игры

Как подобрать деловую игру, учитывая цели обучения и ту аудиторию, с которой предстоит работать? В BITOBE для этого разработан четкий и понятный алгоритм.

Первое, что нужно сделать, – определить, какие конкретные навыки, знания или умения вы хотите развить у участников через деловую игру.

Второе – нужно исследовать целевую аудиторию, чтобы определить их уровень знаний, опыт работы, предпочтения и интересы.

Третье – выбрать ту деловую игру, которая лучше всего соответствует целям обучения и потребностям аудитории.

Четвертое – постараться учесть особенности отрасли, в которой работает аудитория, а также актуальные бизнес-ситуации.

Пятое – оценить результаты и прогресс участников, использовать обратную связь для дальнейшего улучшения формата игры и достижения поставленных целей.

P. S. Изучить каталог деловых игр BITOBE можно здесь

Читайте также по теме: