Определение стратегии компании в период стресса | блог Новая Эпоха

Бей. Беги. Замри

6 мин
4175

Выбор стратегий для бизнеса в стрессовых ситуациях обложка

Бей, беги или замри – эти три базовые стратегии поведения в стрессовых ситуациях характерны для всех представителей животного мира. Они заложены внутри нас и моментально включаются, стоит организму почувствовать опасность.

Логично, что в момент, когда все стратегии и планы (даже скорректированные по весне) оказались неактуальными и мы снова попали в ситуацию полной неопределенности и сильного внешнего давления, то в процессе принятия управленческих решений стали активно подключать «внутреннюю чуйку». Стратегией бизнеса, по сути, сейчас становится сумма личных стратегий его владельцев и команды топов – то, к чему они больше склоняются, во что они больше верят.

Свидание с тигром

Термин fight-or-flight (бей или беги) первым стал употреблять американский физиолог Уолтер Кэннон. В 20-х годах прошлого века он разработал теорию, согласно которой внутри тела происходит серия быстродействующих реакций, помогающих собрать ресурсы, необходимые организму для управления угрожающими обстоятельствами.

Ученый заметил, что этот процесс происходит бессознательно и автоматически и помогает защищаться в опасных для жизни ситуациях, подготавливая тело к бегству или борьбе. Формирование этих реакций, по его словам, восходит к древним временам, когда нашим далеким предкам приходилось встречаться лицом к лицу с опасными животными, саблезубыми тиграми например.

Теорию Кэннона со временем развили другие исследователи, добавив к «бей или беги» реакцию «замри», предполагающую снижение активности до минимума.

Бей. Беги. Замри в психологии и бизнесе

Уход в тень или захват рынков

Любопытно, как проявляются эти стратегии в современном мире. У многих первая реакция на кризис – замереть, «сушить» бизнес, уходить в тень, максимально сокращать издержки, зажимать платежи, переходить на предоплату. Это урок, выученный в прошлый кризис. Для некоторых это является основной антикризисной стратегией.

Для других базовая стратегия – «беги». Уходить с каких-то рынков, закрывать направления, сворачиваться и релоцироваться.

Есть и те, которые выбирают стратегию «бей» – запускать новые продукты, захватывать рынок, агрессивно вкладываться в развитие, нанимать людей. Так они привыкли действовать. Им невмоготу сидеть и смотреть на проплывающие мимо возможности.

Интересно, что наши стратегии мирного времени, построенные на опыте и логике, отличаются от стрессовых. Я открыл это, наблюдая за своими родителями: моя очень подвижная и активная мама в критических ситуациях становилась скупа на слова и движения («замри»: ничего лишнего, — только нужное), а спокойный и сдержанный папа (он у меня офицер) становился очень деятельным и начинал сыпать указаниями («бей»: вверенный личный состав должен быть занят делом, чтобы дурные мысли не лезли в голову).
Илья Ивахин


Чтобы избежать ненужных метаний (время такое – нельзя допускать суеты и паники), важно определиться, какая стратегия ближе вам и вашей команде, потому что «чужую» стратегию на себя не натянешь. Если не веришь в захват рынка, то и не надо начинать. А если не можешь отсидеться в норке, то и не стоит – чтобы потом не корить себя всю жизнь за это.

Риски и перспективы

У каждой стратегии есть свои риски и свои сильные стороны. Кто в итоге выиграет больше –заранее не известно. Правильных решений все равно нет. Но выбор есть. 

Сейчас, пока информационный фон немного не успокоится, лучшая стратегия – не суетиться, уменьшить количество «телодвижений», а также слов (как поглощаемых, так и исторгаемых) до минимума. Это стратегия «замри». 

Стратегия «беги» в настоящее время наихудшая – об этом нам через какое-то время расскажут люди, купившие «золотые» билеты на самолеты. Не работает сейчас «беги» – некуда бежать, не осталось на глобусе мест, где можно отсидеться. 

Стратегия «бей» сейчас выглядит наиболее рискованной – слишком много неопределенности, надо подождать. Хотя она же и самая перспективная. 

Американское исследование кризиса 2008 года показало, что те, кто выбрал стратегию «бей», в итоге увеличили свою долю рынка больше, чем те, кто долго выжидал, когда рынок начнет расти. Это главный минус стратегии «замри» – никто не знает, когда закончится «ночь» и хватит ли ресурсов дождаться «рассвета». 

Но, как говорится, победителей не судят. Раз отсидеться все равно не удастся, и решения принимать все равно придется, подойдет любая осознанная стратегия. Плохой план всегда лучше никакого, а понимание собственных мотивов лучше использования чужих клише. 

У экспертов BITOBE накоплен большой опыт проведения стратегических сессий, и они готовы в это непростое время помогать руководителям российских компаний определять дальнейший путь развития их бизнеса. Подробнее об этом можно узнать здесь: https://bitobe.ru/biznes-moderacii/

Читайте также по теме: