Как провести бенчмаркинг | блог Новая Эпоха Управления
Изменения

Бенчмаркинг лучших практик

Как выбрать правильное направление для поиска решения

Лонгрид
7 мин
Бенчмаркинг лучших практик обложка для статьи
Бенчмаркинг актуален для компании в двух случаях: он помогает вдохновиться лучшими идеями для развития компании и является ответом на экономический спад, который заставляет задуматься о повышении эффективности бизнес-процессов и конкурентоспособности продукции. Важнейшей его частью является использование полученной информации в качестве руководства к действию. При этом благодаря онлайну бенчмаркинг становится все менее затратным и быстрым, превращаясь в непрерывный итеративный процесс.

Бенчмаркинг (от англ. ориентир, эталон) – процесс изучения и адаптации наилучших методов других компаний для совершенствования собственных результатов, создание эталона оценки внутренних показателей исполнения, способ сбора информации с целью выявления наилучших практик других компаний.

Каким бывает бенчмаркинг

Пионером бенчмаркинга считается компания Xerox, которая в 1979 году решила проанализировать себестоимость единицы продукции в производственных операциях. Зная о чрезвычайно низких ценах на японские копировальные аппараты с обычной бумагой, Xerox хотела определить, были ли относительные затраты японских фирм столь же низкими, как и их относительные цены. Как выяснилось, себестоимость производства в США действительно была намного выше.

Анализ конкурентов - исторически первый вид бенчмаркинга. Он занимает много времени и часто приводит к слабым выводам, так как достоверно не известно, с чем связаны отличия другой компании от подобных: возможно, у нее выше уровень автоматизации или меньше масштабы аутсорсинга, а может, другие рыночные условия. Кроме того, такой анализ обычно ретроспективен, а выводы могут быстро устареть.

Крупные компании регулярно проводят внутренний бенчмаркинг. Например, чтобы выяснить, почему один региональный офис успешнее других. Таким образом внутренний бенчмаркинг позволяет выявлять и транслировать в компании передовые практики.

Виды бенчмаркинга
Российский бизнес довольно часто использует преимущества бенчмаркинга экосистемно: например, российские фармацевтические компании закрыты от бенчмаркинга западных компаний, но охотно перенимают практики друг у друга. Но если вы вступаете в область неизведанного, то помочь может общий (внеотраслевой) бенчмаркинг. Такой бенчмаркинг практикуют сегодня, например, телеком-компании и банки, которые учатся у IT-компаний.

Как работает бенчмаркинг

Вы можете использовать бенчмаркинг как исследование любых существующих подходов всякий раз, когда перед вами стоит задача спроектировать решение: не изобретать велосипед, не делать проект с нуля, а понять то, что уже наработано в этой области, чтобы выбрать лучший для конкретной ситуации подход из уже имеющихся.

Таким образом вы получаете основу для того, чтобы выбрать подход к решению задачи, планировать реализацию проекта и после этого – оценку результата, которая покажет, насколько вы приблизились к эталонным показателям.

Этапы реализации проекта
Существует два ключевых направления сбора информации для поиска лучших решений.

Оба варианта – отправные точки исследования лучших практик.

Выявив лучшие практики в определенной сфере, нужно должным образом описать их, каталогизировать, чтобы сделать эти практики передаваемыми, сформулировать реализованные модели и спроектировать на их основе собственные. В нашей практике примерами такого типа бенчмаркинга можно назвать анализ способов монетизации экспертизы и обзор медицинских информационных систем.

Собрав избранные модели решений, необходимо выяснить, кто и как их уже реализовал или для каких ситуаций они подходят лучше всего. Так, наметив возможные направления трансформации, вы определяете, какие индустриальные компании-конкуренты их применяли, каковы были их стартовые условия, через какие изменения они прошли и что за результаты в долгосрочной перспективе эта трансформация принесла.

Между этими двумя основаниями – подбором эталонов от практики и поиском примеров реализации теоретических моделей – лежат переходные формы.

Бенчмаркинг на основе экспертного рейтинга. В данном случае уже не нужно определять, кто на рынке использует лучшие решения: перечень лучших по одному или нескольким критериям создан экспертами в области. Задача – проанализировать, с помощью каких инструментов лучшие компании достигли своего результата.
Бенчмаркинг на основе классификатора. Некоторые теоретические модели – классификаторы, показывающие, как сгруппировать компании по признаку / группе признаков, насколько выражены в каждой компании практики типа А или В, как разные компании располагаются в пространстве использования инструментов разных типов.

Разработанная типология, рейтинг компаний по определенным критериям или практикам, примеры реализации теоретических подходов помогут с классификацией решений, но сами по себе не смогут ответить на вопрос, что именно нужно выбрать, какое решение использовать под конкретную задачу в реальных условиях. И все же они могут послужить отправной точкой в анализе условий.

Детализированные этапы реализации проекта
Чтобы быть среди лучших, нужно знать, кто они, каких результатов добились и каким образом. Бенчмаркинг и анализ лучших практик – обязательный первый шаг в проектировании развития компании.

Используете ли вы бенчмаркинг для того, чтобы вдохновить свою команду на развитие бизнеса, или же применяете его только для поиска решения в условиях экономического спада?

Подпишитесь на рассылку и узнайте больше о бенчмарке быстрорастущих организаций

Присоединитесь к числу подписчиков блога и скачивайте материалы без ограничения: