Лидерство: 15 правил для усиления | блог BITOBE

15 правил для усиления лидерства от профессора Сколково

5 мин
121

15 правил для усиления лидерства обложка

Лидерами не рождаются, а становятся. Как говорит Найджел Риснер, один из ведущих европейских спикеров, чье мастерство отмечено наградой Professional Speaking Award of Excellence: «Если хочешь быть лидером – будь им».


В Сети можно встретить множество советов о том, как развить лидерство, и не меньше «золотых правил» успешного лидера. В этой статье рассмотрим 15 правил лидера, которые сформулировал директор сколковского курса «Лидерство и влияние в организации» Алексей Улановский. Это не слишком сложные, но очень важные постулаты, которые помогут руководителю группы или организации усилить свое лидерство.

Правило 1. Создавайте вдохновляющее видение, которое будет путеводной звездой для вас и вашей команды. Лидерство – это умение взаимодействовать с другими людьми, зажечь их настолько, чтобы они стали вашими верными спутниками на пути к достижению цели. Их успехи будут вашими успехами.

Правило 2. Регулярно сверяйтесь с ключевыми стейкхолдерами, будьте с ними в контакте и управляйте «границами полномочий». Учитесь создавать союзы и партнерства. Этот навык пригодится не только лидеру мирового масштаба.  

Правило 3. «Поднимайтесь на балкон» в течение дня, смотрите на задачи сверху. Еженедельно уделяйте минимум час стратегическим вопросам. Лидер должен мыслить глобально, не закапываться в рутине.

Правило 4. Больше задействуйте ваши сильные стороны. Это «базовые настройки», которые помогут быть более результативным. Нельзя быть одинаково успешным во всем, но можно сфокусироваться на том, что уже получается хорошо. Для выполнения остальных задач привлекайте лучших профессионалов. Не средних, а лучших. У них вы еще и сможете учиться.

Правило 5. Развивайте менталитет роста. Те качества, которых вам не хватает, можно натренировать. Учитесь у экспертов, ваших сотрудников. Слушайте их, объединяйте усилия.

Правило 6. Сохраняйте оптимизм! Он поможет справиться с трудностями и зарядит команду.

Правило 7. Осознанно создавайте дизайн команды: заранее продумывайте ее размер, роли, функции и коммуникацию ее членов. Лидер не управляет людьми, он управляет процессами, ведет людей за собой. А детали стоит продумать заблаговременно.

Правило 8. Обеспечьте психологическую безопасность. Это основа гармоничного функционирования команды.

Правило 9. Будьте коучем для своих сотрудников, помогайте им стать лучше, подтянуть экспертизу там, где это необходимо. Гордитесь их достижениями. Лидера красят не его собственные успехи, а победы его команды.

Правило 10. Замечайте групповую динамику – то, что «под столом»: границы группы, неформальные стороны общения. Узнайте свою команду со всех сторон. Это вложение требует времени, но оно всегда окупается.

Правило 11. Развивайте лидерский бренд – делитесь результатами своей деятельности, чтобы каждый член команды знал, что сделано вашими руками. Делайте это внутри команды, а на внешнюю аудиторию транслируйте общие победы, не присваивая их только себе.

Правило 12. Расширяйте свою сеть доверия: заводите новые знакомства, партнерства, начинайте новые проекты. Лидер постоянно растет, учится, пробует новое. Этот подход должен стать стилем жизни.

Правило 13. Вдумчиво модерируйте совещания: четкий тайминг, равное время для каждого, дебрифинг в конце. Лидер знает цену времени, своего и своих сотрудников.

Правило 14. Используйте чек-листы (методика ежедневных вопросов). Это структурирует день и дисциплинирует в целом.

Правило 15. Помните, что смысл любого позитивного влияния – создание изменений в вашей организации или сообществе.

Зоны роста

Этот чек-лист получают все выпускники сколковской программы по лидерству в организации. По указанным в нем пунктам можно проверить себя и топ-менеджеров, с которыми вы работаете. Неотмеченные галочкой номера – зоны роста, над которыми нужно начать работу в самом ближайшем времени.

Для тех, кто сейчас в начале лидерского пути, хочется дать еще одну важную рекомендацию: в первую очередь перестаньте смотреть на себя как на исполнителя, начните видеть в себе лидера. Сменив фокус с «я» на «мы», с себя-сотрудника на команду и ее членов, вам легче будет следовать указанным выше рекомендациям.

Читайте также по теме: