Инструменты развития команды: вопросы | Блог BITOBE

Вопросы как инструмент развития команды

7 мин
84

Вопросы как инструмент развития команды обложка

В современном управлении вопросы – не «часть диалога» и не элемент вежливости. Это полноценная управленческая технология, влияющая на качество мышления команды, на скорость принятия решений и на зрелость сотрудников.


Если руководитель хочет, чтобы команда работала автономно, брала ответственность и предлагала решения, начинать следует не с регламентов, а именно с вопросов. Потому что именно вопросы запускают тот уровень мышления, который делает команду более самостоятельной и профессиональной.


Вопросы как управленческая технология: почему это работает

Когда руководитель задаёт вопрос, он активирует у сотрудника зоны мозга, отвечающие за анализ, прогнозирование, поиск вариантов и принятие решений. В отличие от инструкций или критики, вопрос создаёт «когнитивный вызов»: нейронные сети начинают искать связи, строить гипотезы, разрабатывать варианты.

Если говорить простым языком, вопрос включает исполнительное мышление, отвечающее за зрелые управленческие действия: фокус, планирование, приоритизацию, прогнозирование рисков. Это и есть причина, почему через 2–3 недели другой манеры вопросов команда становится заметно сильнее: они не просто выполняют поручения, а буквально учатся по-другому думать.

Вопросы (если, конечно, они правильные) переключают внимание с эмоциональной реакции – такой, как обида, защита, раздражение – на рациональный процесс. Это снижает напряжение, уменьшает количество импульсивных решений и улучшает качество коммуникаций.

Получается, что вопрос – это не только про «что скажет сотрудник». Это про то, какие когнитивные процессы мы запускаем у человека.


Каким должен быть вопрос, который действительно развивает команду

В управлении работают четыре типа вопросов. И каждый из них влияет на качество мышления по-разному. Ниже – раскрытые характеристики и точные примеры.

1
Простой

Вопрос должен быть понятен сразу. Если человек тратит силы на расшифровку смысла, он уже не думает о сути задачи.

«Как ты оцениваешь уровень функциональной эффективности процедуры?» Постройте вопрос так – и вот сотрудник уже не понимает, что именно нужно, и начинает подбирать слова, а не решения.

«Что в процессе сейчас работает хорошо, а что – тормозит?» Понятно, быстро, по сути. Человек переключается в анализ.

Почему это работает: простота снижает когнитивную нагрузку и освобождает ресурсы для продуктивного мышления.


2
Открытый

Открытый вопрос не допускает ответа «да» / «нет». Он требует анализа, выбора и собственной позиции.

 «Ты всё понял?» – это вопрос про формальность, не про мышление.

«Как ты понимаешь задачу? Какой результат считаешь ключевым?» А вот это уже сработает.  

Открытый вопрос побуждает человека формулировать собственные выводы – и брать ответственность за свои решения.


3
Продвигающий

Такой вопрос выводит из обсуждения в действие. Он помогает прекратить застревание в эмоциях, жалобах и поиске виноватых.

 «Почему у нас снова задержки?» – это вопрос о прошлом. Он вызывает защиту и эмоциональную реакцию.

 «Что мы можем сделать в ближайшие 48 часов, чтобы изменить ситуацию?» – здесь включается поиск решений. Потому что продвигающий вопрос активирует двигательные когнитивные паттерны: человек ищет шаг, а не оправдание.


4
Ориентированный на будущее

Вопросы о прошлом фиксируют проблему. Вопросы о будущем создают решение.

«Кто допустил ошибку?» Хорошо, мы нашли виноватого, а дальше-то что?

«Как нам выстроить процесс так, чтобы следующая итерация прошла без рисков?»

Будущее снимает эмоциональное напряжение и фокусирует человека на том, что он может изменить.


Как такие вопросы меняют команду

Изменения происходят не одномоментно, но их динамика очень заметна. Через некоторое время сотрудники начинают иначе мыслить. Иначе обсуждать задачи. Иначе интерпретировать ответственность.

Во-первых, уходит привычка приносить руководителю проблемы. Люди начинают приходить с анализом и вариантами решений, потому что вопросы научили их именно этому – мыслить самостоятельно.

Во-вторых, сокращается количество «разрывов в коммуникациях». Команда более предметно обсуждает задачи, меньше времени тратит на эмоции и значимо быстрее приходит к согласованным действиям.

В-третьих, повышается предсказуемость результата. Когда люди мыслят не реактивно, а через анализ и прогнозирование, их решения становятся точнее, а сроки – стабильнее.

В-четвёртых, изменяется динамика ответственности. Она перестаёт быть вертикальной («руководитель отвечает за всех») и становится распределённой. Люди начинают держать слово не потому, что «надо», а потому, что они самостоятельно приняли решение.

И наконец, выравнивается эмоциональный фон. Снижается тревожность, растёт внутренняя собранность команды, легче проходят сложные этапы проекта.

Так команда становится взрослее. А руководитель эффективнее.


Умение задавать вопросы – это один из самых недооценённых управленческих инструментов. Но именно он делает команду самостоятельной, управленчески зрелой и более устойчивой к изменениям.

Когда в команде меняется качество вопросов, меняется качество решений. А значит, меняется и качество бизнеса.
Светлана Скакун, руководитель практики коучинга BITOBE

Читайте также по теме: