Текущие темпы автоматизации и цифровизации приведут к быстрому отмиранию многих привычных нам профессий. По оценке McKinsey Global Institute (MGI)1, к 2030-му году во всем мире исчезнет 15% рабочих мест. При этом в банковском секторе автоматизация вытеснит до 20% персонала, в добывающих отраслях – до 30%, а в розничной торговле – до 25%. В Сколково полагают2, что наиболее интенсивно технологии начнут «увольнять» синих воротничков: например, 90% всех конструкторов и инженеров окажутся не у дел. В опубликованном Всемирным экономическим форумом докладе Future of Jobs 2020 также говорится, что к 2025 году 43% компаний намерены сократить число рабочих мест из-за внедрения новых технологий.
Курс на смену профессий
Однако все это не значит, что мир обречен столкнуться с технологической безработицей. Вспомните, как после появления банкоматов и касс самообслуживания многие предсказывали исчезновение кассиров. Ничего подобного не произошло, напротив, их число заметно выросло, так как бизнес осознал, что теперь у него появился ресурс для того, чтобы удовлетворить больше потребностей своих клиентов.
По данным того же MGI, к 2030 году появится множество новых профессий, причем многие из них будут напрямую связаны с развитием технологий, и от 3% до 14% людей во всем мире вынуждены будут решиться на смену профессии. В докладе ВЭФ эксперты отмечают, что в ближайшие несколько лет новые технологии ликвидируют 85 млн рабочих мест и создадут 97 млн новых. Вырастет спрос на специалистов по анализу данных, ИИ и машинному обучению, а также по цифровому маркетингу и автоматизации.
Правда, опросы3 показывают, что с готовностью к переобучению не все так уж однозначно:
те, кто потерял работу, концентрируются на овладении цифровыми навыками;
те, кто остался на своих местах, больше внимания уделяют развитию soft skills.
Правильно ли это, учитывая, что в течение последующих 5 лет, по весьма усредненным прогнозам, доля новых навыков в их работе достигнет 40%? Ведь по данным ВЭФ, в России уровень владения цифровыми навыками для бизнеса оценивается лишь в 59,2%. Для сравнения: в США этот показатель – 69,7%.
Виды цифровых навыков
Но и на этот вопрос у работодателей есть ответ: компании рассчитывают, что с развитием софтов люди будут более гибко реагировать на изменения и вызовы и быстрее обучаться новому. В этом есть рациональное зерно. Обучение программированию необходимо начинать с постановки системного мышления, алгоритмического мышления – и уже от него переходить к обучению конкретным языкам4.
Цифровой интеллект (DQ)
Однако есть цифровые навыки, которые можно отнести к must have. На сайте Всемирного экономического форума можно найти модель цифрового интеллекта (DQ), которая показывает, какие навыки необходимо прививать детям, чтобы они гармонично вписались в новую реальность.
Модель цифрового интеллекта (Digital Intelligence или DQ)
Предложенная модель является основой основ, которая в дальнейшем позволяет наращивать востребованные цифровые навыки и становиться директорами по цифровым технологиям, IT-евангелистами, разработчиками моделей Big Data, кураторами информационной безопасности, архитекторами информационных систем, проектировщиками нейроинтерфейсов, киберследователями и т. д. Весь спектр профилей можно посмотреть в «Атласе новых профессий», созданном Агентством стратегических инициатив совместно со Сколково.
В концепции DQ, на первый взгляд, нет ничего особенного: эти навыки, действительно, становятся минимально необходимыми и даже естественными в современном мире. Однако они же и запускают процесс изменения представлений о профессионализме. Может ли эксперт оставаться экспертом, не овладев фундаментальными цифровыми навыками? Может ли опытный руководитель представляться профессионалом в случае, допустим, слабой цифровой защищенности или невыраженной цифровой идентичности? Если мы говорим о детях, которые должны развиваться по этой модели, чтобы стать успешными специалистами в будущем, то станем ли мы требовать этого от всех своих сотрудников уже сейчас?
Инструментарий для развития цифровых навыков
На сегодняшний день в России существует несколько образовательных проектов для развития цифровых навыков персонала. Некоторые из них доступны бесплатно, некоторые софинансируются государством.
«Цифровые профессии». Участники проекта «Цифровые профессии» могут получить дополнительное профессиональное образование в сфере ИТ за полцены, так как 50% стоимости обучения оплачивает государство в рамках проекта «Цифровые профессии», запущенного Минцифры России и Университетом 2035. В каталоге «Цифровых профессий» представлены более 50 курсов в таких направлениях, как:
искусственный интеллект,
большие данные,
кибербезопасность,
разработка сайтов, ПО, мобильных приложений и компьютерных игр.
Каталог регулярно пополняется новыми программами. Их предоставляют более 30 образовательных организаций, участвующих в проекте «Цифровые профессии»: Нетология, Яндекс.Практикум, СберУниверситет, Университет Иннополис, ИТМО, Центр образовательных компетенций НТИ, Инвольта Образование, GeekBrains, Skillfactory, Skyeng, 1С-Образование, HackerU, Финансовый университет при Правительстве РФ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, РЭУ им. Г. В. Плеханова и другие. В зависимости от темпа обучения и количества часов некоторые программы можно пройти за 3,5 месяца, а есть и более продолжительные, где учеба будет длиться более полутора лет.
Готовкцифре.рф. Это проект о безопасном и эффективном использовании цифровых технологий для людей самых разных уровней цифровых компетенций. На ресурсе собраны более 200 материалов по таким темам, как управление информацией и данными, коммуникации в «цифре», безопасность и защита данных, создание цифрового контента, решение проблем в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное и критическое мышление. Проект развивается усилиями таких партнеров как Яндекс, Mail.ru Group, Почта России и Газпромнефть.
На платформе Университета 2035 есть еще ряд возможностей, которые можно использовать для образовательных целей:
Лекторий, в котором представлены тысячи единиц образовательного контента от ведущих вузов по сквозным технологиям, цифровым компетенциям;
Банк задач проектно-образовательных интенсивов, где можно оставить запрос на технологическое решение, которое будет разработано студенческими командами в рамках интенсива;
Projects – платформа развития технологических проектов, помогающая индустриальным партнерам, инвесторам и стартапам находить друг друга, а отдельным участникам и командам объединяться и создавать перспективные продукты;
Работа с цифровым следом, которая позволяет:
определить достижение образовательного результата;
принять решение на основе оценки данных;
получить консультацию по оптимизации процесса работы с цифровым следом;
пройти обучение по работе со средствами визуализации работы с данными.
Вместо выводов
Лауреат Нобелевской премии по экономике Кристофер Писсаридес, рассуждая о технологическом будущем и сопротивлении «безлюдным инновациям», отметил, что есть шесть областей, в которых технологии никогда не смогут полностью заменить человека: медицина, образование, недвижимость, домохозяйство, персональные услуги и гостеприимство. Конечно, рутинные операции все активнее будут автоматизироваться, но вряд ли кто-нибудь доверит компьютеру уход за детьми или заботу о больных. Напротив, новые тенденции направлены на то, чтобы люди создавали бóльшую ценность для людей, уделяя друг другу больше времени и внимания. Следовательно, все больше рабочих мест будет возникать там, где нужны творческие способности, человеческое касание, эмпатия и этичное отношение. Как это ни парадоксально звучит, но технологизация требует от нас стать еще более человечными в усложняющемся и меняющемся мире, с еще большей ответственностью относиться к самим себе, к будущим поколениям и к тому миру, в котором им предстоит жить.
1Manyika, J. and others. Jobs lost, jobs gained: What the future of work will mean for jobs, skills, and wages // Report. McKinsey Global Institute. November 28, 2017.
2Петрова, Ю. Рынок труда – 2039. Каким будет рабочий день через 20 лет? Какие профессии исчезнут, а какие – появятся? // Ведомости. 26 февраля 2020.
3Подцероб, М. Каким будет рынок труда в 2025 году. Как пандемия изменила структуру занятости и организацию труда // Ведомости. 26 октября 2020.
4Schleicher, A. Should schools teach coding? // OECD Education and Skills Today. March 22, 2019.