Интеграция в корпоративную культуру | блог Новая Эпоха Управления

Семь небес корпоративной культуры

7 мин
767

Интеграция в корпоративную культуру

Русский антрополог-исследователь Н.Н. Миклухо-Маклай в своем путешествии в Новую Гвинею изучал местные племена, шаг за шагом проникая в замкнутый мир абсолютно чужих людей. И они, с их самобытными, порой шокирующими традициями, постепенно становились для исследователя очень близкими, а он, в прошлом чужак, начинал восприниматься ими как авторитетный, уважаемый, а потом и как родной человек. Сильный и красивый пример. Не зря история с племенами часто используется исследователями корпоративных культур.

Современная компания не живет в затерянном мире. Она открыта, доступна не только для сотрудников, ее посещают и клиенты, и самые разнообразные партнеры. Но одно дело просто прийти в гости, или даже по делу, решить свой вопрос и уйти, а другое – начать постепенно, шаг за шагом, проникать в корпоративную культуру компании, интегрироваться в нее.

Задача на встречных курсах

Среди вопросов, которые задает себе новый сотрудник, приходящий в компанию, часто есть вопрос о том, а станет ли она по-настоящему своей, близкой, родной. Если человек настроен связать свою судьбу с организацией всерьез и надолго, такой вопрос более чем уместен.

С другой стороны, и компания заинтересована в том, чтобы привлечь в свои ряды сотрудников, максимально близких ей по духу, или, по крайней мере, постепенно становящихся такими. А в современном бизнесе, когда грани между сотрудниками, клиентами, партнерами зачастую призрачны, это еще более актуально. Корпоративная культура, обладающая притягательностью, сегодня интересна всем – и сотрудникам, и кандидатам, и клиентам с партнерами и государству с обществом.

Такая вот получается задача на встречных курсах. У того, кто, как исследователь в затерянный мир, входит в новую культуру – почувствовать ее, разобраться, в ней и как бы примерить на себя. А у компании, как принимающей стороны, цель – максимально помочь такому исследователю на его пути, сделав интеграцию в свою культуру по возможности быстрой, а еще, в идеале, захватывающей.

Это очень непростая работа, одновременно по совершенно разным направлениям, с применением множества разнообразных инструментов. Чтобы облегчить людям, среди которых очень много моих коллег и друзей, этот нелегкий труд, я написал книгу «Парус или тормоз: как работать с корпоративной культурой» (ИД Питер, 2021г.).

Фундаментальная идея книги стара как мир – большую, да еще и сложную, разноплановую работу лучше всего разделить на части, так будет легче с ней справиться. Думая о какой-то простой и логичной структуре работы, я переосмысливал весь свой немаленький опыт работы с корпоративной культурой с двух сторон. Как со стороны нового сотрудника в компании, и как топ-менеджера, ответственного за привлечение новых сотрудников.

Тут-то мне и вспомнился исследователь, осторожно, шаг за шагом, вступающий в незнакомую для него культуру и с каждым шагом испытывающий новые переживания, приобретающий новый опыт и погружающийся в новые размышления. Каждый шаг – новый уровень. Случайно или нет – уровней получилось семь. Семь уровней – семь небес. Название методики напрашивается само собой.

Путь счастливчика

Приходя в компанию, мы и не заметим, как вступим на первый уровень, сразу попав в одну из множества процедур, через которые проходят все. Ведь театр, он по-прежнему начинается с вешалки, не так ли? И процедура может оказаться для нас рутинной, ничего не говорящей нам о компании, а может…

А может быть, мы сразу не осознаем, а просто увидим, услышим, почувствуем какую-то особенную, уникальную, и даже сразу–непонятно почему–комфортную для нас атмосферу? Тогда мы уже на втором небе. А может быть, для нас откровением окажутся аборигены, обладающие особенными, запоминающимися приемами в общении, взаимодействии? Тогда мы на третьем небе.

Семь ступеней корпоративной культуры

На четвертом небе – знания, священные для компании, составляющие ее истинную силу. А на пятом – история, путь компании из прошлого через настоящее в будущее.

С каждым новым уровнем, с каждым новым небом притяжение культуры становится более сильным. Уже хочется получить в руки те самые знания, и отправиться, вместе с компанией в ее будущее. Не отпугивают даже те ограничения в виде ценностей, которые придется добровольно принять на шестом небе.

Ну а на седьмое небо, как положено, попадают только счастливчики. Это те, кто понял, что мечта, которая есть в компании – это и их мечта. И вот тогда человек и компания становятся родными по— настоящему. Семь раз привязанными друг к другу.

Проверка на прочность

Звучит, конечно, романтично, но вообще— то это работа. Непростая, порой тяжелая, порой не лишённая неудач и разочарований. Для обеих сторон.

Исследователь (сотрудник, а может быть клиент или партнер), вас ожидает сложный, но увлекательный квест по семи небесам. Почувствовать, понять, разобраться и принять. Или не принять.

Ну а вас, уважаемый хозяин культуры, он же работодатель, ожидает… тряпочка. Которую придется взять в руки, и, как в доме перед приходом гостей, протереть до блеска все семь небес. Чтобы сияли и привлекали. Да заодно проверить, в каком там все состоянии, надежно ли и можно ли гостям-исследователям на них безболезненно вступить.

А вот если там не все в порядке, ненадежно, непонятно или непривлекательно, это значит, что нас ожидает ремонт корпоративной культуры. А может быть, даже и полная ее реконструкция. И тогда это другая, по объему и сложности, работа. И совсем другая история.

Читайте также по теме: