Российский консалтинг: Георгий Щедровицкий | Исторический цикл от

Родоначальники российского консалтинга. Георгий Щедровицкий

13 мин
71

Родоначальники российского консалтинга Щедровицкий обложка

К 90-летию Георгия Щедровицкого в СМИ вышла статья, автор которой попытался нарисовать образ живого человека. Не просто представить его ученым, исследователем, методологом, одним из основателей Московского логического кружка (МЛК), а затем лидером Московского методологического кружка (ММК), автором СДМ-подхода (системо-мыследеятельностной методологии) и изобретателем ОДИ (организационно-деятельностных игр).


Человек, который всех перебивал

В публикации есть очень емкая реплика, которая передает характер этой личности и дает возможность тем, кто с ним никогда в жизни не встречался, представить эти встречи.

«Щедровицкий – человек, который всех перебивал. Если почитать книги разговоров на его семинарах (а они опубликованы), это может показаться бесконечно буксующей, застревающей, возвращающейся назад мыслью. Все могли день, второй, третий не отходить от одной темы, от одной разветвляющейся мысли. Потому что он и сам себя перебивал. Для полного осмысления, для проблематизации и обнаружения противоречий.

И то, что Щедровицкий всех перебивал, было благом. Трудным, но большим. В результате этой – на самом деле часто недосягаемой для большинства по высоте своей культуры – «буксовки» мысль становилась другой».

И еще одна цитата, ярко описывающая Щедровицкого:

«О демократии он рассуждал, как Черчилль: плохо, дурно, но лучшего нет. Он считал, что в истории человечества не было общества, в котором всем бы людям было хорошо жить.

Но люди, считал он, всегда должны быть умными, перестраивать свое мышление и отношение к жизни, повышать уровень своей ответственности – в методологии это называлось «самоорганизацией», «самоопределением».

Когда у него спрашивали о чем-нибудь: «Когда это будет, Георгий Петрович?», он обычно отвечал: «Лет через 200-300».  Такими циклами он жил».

Его университеты

Георгий Щедровицкий был сыном блистательного советского управленца, организатора авиационной промышленности. Его дед был еще более близким к советской элите лицом, знался с Лениным.

После окончания в 1946 году средней школы Щедровицкий поступил в Московский государственный университет (МГУ), где сначала учился на физическом, а с 1949 года – на философском факультете. Его дипломная работа, подготовленная под руководством Е. К. Войшвилло, была посвящена механизмам развития научных понятий на материале истории физики.

В 1951–1958 годах Щедровицкий работал школьным учителем, преподавал логику, психологию и физику.

Сразу же после окончания университета он начал работать над кандидатской диссертацией по теме «Языковое мышление и методы его анализа». В ней Щедровицкий пытался особым образом соединить представления, средства и методы логики, лингвистики, психологии и социологии. После защиты диссертации ему была присуждена ученая степень кандидата философских наук.

МЛК и ММК

В 1952 году Щедровицкий стал одним из основателей Московского логического кружка (МЛК), который сложился как инициативное объединение единомышленников.

Осознание нового подхода как отличного от традиционной логики, марксистской философии и науки произошло в кружке после публикации серии программных докладов Щедровицкого и Н. Г. Алексеева «О возможных путях исследования мышления как деятельности» и открытой критике их со стороны А. А. Зиновьева. МЛК официально просуществовал до конца 1957 года в форме семинара в составе студенческого научного общества.

С 1957 года Щедровицкий вместе с Н. Г. Алексеевым, В. А. Костеловским и Б. В. Сазоновым приступили к реализации ранее сформированной программы исследования мышления как деятельности и к созданию содержательно-генетической логики. Они активно привлекали новых единомышленников, образовавших к 1958 году объединение, ставшее известным как Московский методологический кружок (ММК).

На этом этапе Щедровицкий стал лидером методологического движения, ведущим идеологом и теоретиком, организатором работы кружка и его семинаров, а также авторитетным учителем для новых членов.

В 1960-х годах в рамках ММК складывается разветвленная система методологических семинаров, руководимых Щедровицким. Туда входили как «открытые» семинары, куда мог прийти любой, узнавший об их существовании, так и «малые» семинары, которые проходили на квартире Щедровицкого. По  вечерам там обсуждали наиболее сложные идеи нарождавшейся методологии.

В то же время Щедровицкий не упускал возможности вынести свои идеи на широкое обсуждение. Он и его последователи регулярно выступают на всесоюзных конференциях — по психолого-педагогической тематике, по логике и методологии науки, по системному подходу.

Системо-мыследеятельностная методология

В эти годы Щедровицкий формирует СДМ – системо-мыследеятельностную методологию, которая потом на практике реализовывалась через ОДИ (организационно-деятельностные игры).

Суть методологи в том, что любая человеческая деятельность – это единство:

мышления (идеи, схемы, рефлексия),
коммуникации (язык, диалог),
материального действия.

«Мыследеятельность — это не «мышление плюс действие», а целостный процесс, где мысль организует действие, а действие меняет мысль».

Пример:

Руководство компании жалуется на «сопротивление изменениям». По Щедровицкому, проблема не в сотрудниках, а в неосознаваемых мыслительных схемах («У нас так не принято»), которые нужно вскрыть через рефлексию.

Организационно-деятельностные игры

В 1980–1983 годах Г. П. Щедровицкий работает старшим научным сотрудником в отделе психологии Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (НИИОПП) и руководит исследовательской программой «Анализ техники решения сложных проблем и задач в условиях неполной информации и коллективного действия».

В эти годы была разработана новая форма организации коллективного мышления и деятельности, направленная на решение сложных междисциплинарных, производственных, научно-технических и организационно-управленческих проблем, которая получила название организационно-деятельностных игр (ОДИ).

Первая организационно-деятельностная игра была проведена в 1979 году по заказу Уральского филиала ВНИИТЭ. С 1979 по 1991 год Щедровицкий в разных регионах страны провел около 100 таких игр. Предметно-тематическое содержание их было невероятно разнообразно: педагогика и психология, наука и производство, право и экология, экономика и управление и так далее.

Суть ОДИ в том, что это метод коллективного решения проблем через ролевое моделирование и «проживание» системных противоречий.

Как происходит игровой процесс:


участники выходят из своих должностных ролей;

проблема разыгрывается как ситуация (например, «Завод стоит: как перезапустить производство?»);

группа ищет решения через схемы, а не дискуссии.

В 1988 году Щедровицкий возглавил комитет по системо-мыследеятельностной методологии и ОДИ при Правлении Союза научных и инженерных обществ СССР. С 1989 года по его инициативе проводились всесоюзные совещания (съезды) методологов и игротехников, а в 1991 году начал выходить журнал «Вопросы методологии». Щедровицкий был его главным редактором.

Последним местом работы Г. П. Щедровицкого была Международная академия бизнеса и банковского дела в Тольятти.  Там он с 1992 по 1994 год руководил группой своих учеников, создавших Сеть методологических лабораторий для проектирования современной системы образования и методологической подготовки и приступавших к реализации этого проекта.

10 цитат Щедровицкого, отражающих его методологию

1
Как работает практик? Он имел дело с определенными ситуациями, накопил опыт. Он движется дальше и знает, что каждая следующая ситуация, с которой он столкнется, будет другой. Эти новые ситуации будут отличаться от тех, которые у него были. Поэтому действовать в них он должен будет иначе. Все меняется.
2
Организации не имеют саморазвития. Их могут развивать только люди. Организации окостеневают, заходят в тупик, становятся неадекватными ситуации. Люди должны выйти из них и начать их перестраивать… Организации – промышленные, производственные, другие – имеют только одну цель: обеспечить наилучшую организацию производства. Но не жизни.
3
Начальник – совершенно особое место и особая позиция. Он обязан быть противостоящим организации. Даже если он ее создавал… Парадоксальная вещь. Вы можете быть личностью, если вы противостоите организации, отделяете ее от себя. И наоборот, чтобы быть человеком организации, вы должны от своих личностных качеств, и даже от личности, отказаться. И поэтому люди в организации, преследующие интересы организации, должны быть все одинаковые, неразличимые.
4
В чем состоит суть руководства? В постановке целей и задач перед другими элементами. Но для того, чтобы я мог ставить цели и задачи перед другими элементами (людьми), нужно, чтобы они от своих собственных целей и задач отказались и обязались бы принимать мои цели и задачи. И именно это происходит в рамках организации… Это игра такая. Они делают вид, что готовы от каких‑то своих целей отказаться и какие‑то чужие цели и задания принимать, а вот что на самом деле – это еще вопрос. Они могут свои цели временно запрятать, а могут, наоборот, исполнение заданий использовать для достижения своих целей.
5
Управлять без прогноза в принципе невозможно. Поэтому тот, кто отказывается от прогнозов, от прогностической работы, тот отказывается от управления. Но при этом нужны еще определенные знания о желаемом состоянии, или проект желаемого состояния. А кроме того, эта управляющая система еще должна знать свои возможности, свои ресурсы, свои средства – знать, может ли она произвести такие управляющие воздействия, чтобы изменить естественную траекторию на искусственную. А дальше нужно построить программу таких воздействий, план таких воздействий и т. д.
6
Управляемая система находится как бы внутри управляющей, она «захвачена», ассимилирована управляющей системой. Кстати, поэтому управляющая система всегда захватническая, паразитирующая. Иного отношения не может быть. Но захват этот очень интересный – это захват мыслью.
7
Рефлексия – это умение видеть все богатство содержания в ретроспекции (т. е. обращаясь назад: что я делал?) и немножко в проспекции. Проектирование и планирование возникают из проспективной, вперед направленной рефлексии, когда человек начинает думать не «что я сделал?», а так: «представим себе, что я вот это сделаю, и что дальше получится?». Такое проигрывание вперед, проспективная рефлексия, выливается дальше в планирование, проектирование, программирование и т. д.
8
Проблема возникает не тогда, когда один высказывает правильную мысль, а другой – ложную. Если один высказывает правильную мысль, а другой – неправильную, то проблемы нет. Просто один ошибается, и надо посчитать и выяснить, кто же прав, и неправого отбросить. Проблема возникает тогда, когда два человека говорят противоположные вещи и оба правы. Вот тогда впервые возникает проблема… Решение проблемы состоит в конструировании новых, более точных и более адекватных понятий.
9
Мы привыкли свою оргуправленческую работу рассматривать как поддержание стабильного процесса. Но если вы рассматриваете оргуправленческую работу не как нормальный рабочий процесс, то тогда здесь нет сбалансированных механизмов, нормальных. Вам приходится, как организатору, руководителю и управляющему, все время поддерживать этот баланс за счет оргуправленческой деятельности. Вам передохнуть некогда.
10
Нас сейчас кормят баснями про то, что‑де введем мы ЭВМ и этим упростим решение задач и уменьшим число занятых людей. Это ерунда. Введение ЭВМ увеличивает число занятых людей. Но оно со временем даст нам возможность решать задачи, которых мы ранее не решали.

Читайте также по теме: