Перспективные бизнес идеи: как убедить стейкхолдеров | Блог BITOBE

Путь офисного самурая. Часть 3

5 мин
132

Путь офисного самурая 3 обложка

Раз уж начали рассказывать о пути офисных воинов-самураев (первая часть здесь, вторая – здесь, опишем некоторые стратагемы их войн (не претендуя, конечно, на лавры Сун Цзы). Это, наверное, не слишком универсальная мудрость и, возможно, будет не слишком интересна для тех, кто далёк от мира корпораций.

Представьте, что вы успешный – даже не самурай, а даймё. Вы набрали большой портфель начинаний, которые могут обеспечить и вас, и вашу амбициозную свиту на годы вперёд, и видите ещё некоторое количество перспективных тем. Возможно, изрядная часть этих проектов будет не слишком полезна для корпорации и её акционеров, но вам-то что за беда?

И вдруг появляются какие-то неприятные люди, которые начинают говорить, что ресурсов на все эти интересные проекты нет, что их слишком много, что это создаёт перекос в сторону вашего домена, что от чего-то надо отказаться и так далее.

Разумеется, не для того цветочек вы растили и воевали за все эти проекты, чтобы от них отказываться, но умом вы понимаете, что неприятные люди правы, или, как минимум, у вас нет рациональных аргументов (исходящих из интересов корпорации, а не ваших собственных), чтобы им возразить. Так вот, возражать и не надо.

Сохранить завоёванное

Есть чудесный способ сохранить всё завоёванное и продолжить завоевания. Надо сказать, что, конечно, проблема есть, решать её надо. Но решать её надо не абы как, а серьёзно, взвешенно, не выплескивая младенца вместе с водой.

«Надо разработать методологию», – говорите вы. – «А вот потом давайте применим эту самую методологию к нашему полю проектов (ко всем, не только к моим) и решим, от чего отказываемся». Есть ещё один важный ход – надо назначить себя одним из ответственных за подготовку методологии.

Чего вы этим добились? Вы купили время. Теперь вместо того, чтобы копаться в ваших шкафах и тамошних скелетах, неприятные люди утонут в разработке методологии. При этом каждый раз, когда они будут приносить что-то, вы будете говорить, что методология хороша, но не учитывает одного или другого. А ведь это так важно – спрашивать: «А вот почему именно так, а не иначе?» Поскольку вы тоже, как бы, соисполнитель в этой теме, они не смогут объявить методологию рабочей без вашего одобрения (а одобрять вы ничего не собираетесь).

Кроме того, можно заняться подкручиванием методологии, постараться сделать так, чтобы она ставила низкие оценки проектам ваших конкурентов и высокие – вашим. А поскольку из-за требований, которые вы выдвигали, методология стала сложной и громоздкой, то когда она, наконец, окажется выставленной на обозрение, в ней чёрт ногу сломит. Разобраться, почему же это она вас хвалит, а конкурентов ругает, станет практически невозможно.

Предупреждён – значит, вооружён

Но это ещё не всё, coup de grace (последний удар) можно припасти напоследок. Пока этой самой методологии нет, можно продолжать набирать проекты, а на любые попытки возражений неприятных людей говорить, что это уникальные возможности, их надо брать. А потом, когда методология будет готова, разобраться со всем набором возможностей, попутно ругая и критикуя неприятных людей за проволочки с подготовкой методологии, ослабляя тем самым их позиции.

И вот когда и если, невзирая на все выставленные рогатки, неприятные люди всё-таки смогут применить методологию, надо сказать, что это ерунда, что нельзя подменять арифмометром стратегию, что с бухгалтерским подходом серьёзные решения не принимаются и надо иметь визионерский подход, а не пользоваться тупым скорингом.

Эту стратагему можно применять множество раз, она способна создать применяющему её репутацию вдумчивого, кооперативного менеджера с навыками визионера. После слишком частого применения и её рыжие кудри могут примелькаться, и она станет менее эффективной, но это свойство любых трюков.

Противодействовать этому приёму, кстати, довольно трудно, особенно если он применяется старшим по званию, которому нельзя сказать в лицо, что он откровенно манипулирует, и припомнить прошлые ходы той же природы. Но как минимум praemonitus, praemunitus – кто предупреждён, тот вооружён.

Если этот приём применяют против вас, полезно его сразу распознать и не тратить силы и время на мартышкин труд, по крайней мере, искренне. Хотя, возможно, какую-то активность и придётся демонстрировать.

P. S. Все персонажи и ситуации вымышлены, любое совпадение с реальными лицами и организациями – случайность. При написании текстов о пути самурая ни одна корпорация и ни один офисный работник не пострадали.


Читайте также по теме: