Провокативный подход в управлении | блог Новая Эпоха Управления

Провокативный подход

8 мин
555

Провокативный подход обложка

Когда мы встречаемся с коллегами, executive-коучами, я очень часто слышу: «клиент не двигается», «он приходит только поговорить, знает, что надо делать, но не делает», «клиент уходит от ответов на мои вопросы»… 

У руководителей разного уровня тоже бывают случаи, когда поддерживаешь сотрудника, особенно ключевого, мотивируешь его и так и сяк, а он не развивается, не меняется, как будто застревает на одном месте. 

Что же делать, когда клиент или сотрудник «застрял», да и коуч тоже? И что происходит дальше? Или руководитель не выдерживает, взрывается, или коуч останавливает работу с клиентом, или сотрудник/клиент сам уходит, разочарованный. Можно ли по-другому? Да.

Смесь заботы и юмора

Недавно я познакомилась с провокативным подходом Френка Фарелли и с коучинговым стилем, основанном на этом подходе.

Провокативный подход – это невероятная смесь вызова и заботы, тепла и юмора, глубокой поддержки и «подкалывания». Такой микс создаёт мощный трансформационный потенциал, помогающий клиенту выйти за границы привычных ограничений. 

Подход был создан Фрэнком Фаррелли (Frank Farrelly, 1931-2013), затем систематизирован и развит его учениками и последователями, такими как Ник Кэмп (Nick Kamp), Яап Холландер (Jaap Hollander) и другими. 

Провокативное направление находит своеобразные аналогии в других сферах психологического взаимодействия, таких как метод парадоксальных интенций Виктора Франкла или провокативная психология Карла Юнга.

Практическое применение провокативного подхода

Вот несколько приёмов провокативного подхода, которые можно успешно применять не только в коучинге, но и в управлении:


Использование противоречий. Например: «А может, вам и не нужно браться за этот проект, пусть его сделают другие ваши коллеги».

Кейс из моей практики:

«Я знаю, что мне надо делать, но … не делаю». Так мне говорил из сессии в сессию клиент, взрослый мужчина, руководитель высшего звена. 

Признаюсь, я пробовала разные подходы: и «что будет, если вы сделаете», и «что будет, если вы не будете делать», а он снова и снова произносил эту фразу!

Сегодня я (весело) отвечаю ему: «Да и ладно, не делайте, уступите возможность развивать этот проект вашим более целеустремлённым коллегам».

Клиент: «Подождите, как уступить?»

Я: «Но вы же знаете, что делать, но не делаете, я слышу от вас об этом не первый раз. Вот и предлагаю, плюньте вы на это…»

Клиент: «Но я хочу развиваться…»

Я: «Да зачем вам это, новый проект, новые люди, это же всё требует сил, времени…»

Клиент (после паузы и внимательного взгляда на меня): «Вы меня сначала удивили, но потом я понял, вы шутите, вы меня подкололи. Но интересно, что мне стала неприятна эта моя фраза…что я, как мальчик (немного кривляясь), знаю, что делать, но не делаю…»

А дальше клиент со свойственной ему энергией сам начал набрасывать варианты развития своего проекта.

Шутила ли я? Нет. Я применила вызов, немного провокации. Я сказала правду, использовала юмор. И всё это из позиции партнёрства и принятия клиента.



Использование юмора и иронии. Это помогает клиенту смотреть на свои проблемы с другой стороны и видеть их в новом свете.

Кейс из моей практики:

Высокая, красивая, творческая женщина управляет большим коллективом. Это моя клиентка, и мы работаем с ней уже не первую сессию. 

Сегодня она не в настроении, грустна, говорит мне: «Понимаете, когда я вхожу в кабинет своей начальницы, я теряюсь, я чувствую себя… (длинная пауза) … сусликом, и я хочу спрятаться в норку, убежать». 

Я смотрю на неё и молчу. Внутри меня огромное удивление и одновременно мне очень смешно, настолько эта метафора не соответствует характеру моей клиентки. Она внимательно смотрит на меня: «Сусликом… я…, понимаете?» 

Я (видимо, у меня плохо получается скрывать то, что мне смешно): «Вы??? Сусликом? А как вы… (уже еле сдерживаясь) в норку спрячетесь, вы же туда не поместитесь!»

Клиентка начинает смеяться: «Ну почему… если протиснуться…» Она заливается смехом, я тоже, так мы обе смеёмся несколько минут.

Я: «Как вы себя сейчас чувствуете?»

Она: «Прекрасно, я давно так не смеялась»

Я: «Я тоже. А почему вы в кабинете начальницы чувствуете себя сусликом?»

Мы обсуждаем эту тему, время от времени возвращаясь к образу суслика, норки и периодически смеясь. Потом мы перешли к другим темам. 

В конце сессии, расставаясь, я спросила клиентку, как она себя сейчас чувствует. 

«Отлично и уверенно! Норка теперь явно не моего размерчика», — сказала она и расхохоталась. 

Провокация или вызов

Фрэнк Фарелли, основоположник провокативного подхода в терапии, писал: «…если во время лечебного сеанса больной не смеётся хотя бы часть времени, значит, терапевт не лечит провокацией… Юмор играет центральную, решающую, ключевую роль в провокационной терапии; он необходим».

Кто-то из читателей скажет, но ведь коучинг, лидерство – это про партнёрство, про поддержку.  А провокация – это что-то неприятное, может быть, даже злое. Разве можно совместить несовместимое?

Если честно, мне тоже не очень нравится слово «провокация». А «вызов» нравится. Но в слове «провокация» есть … перчинка какая-то. Что-то, что может дать недостающую энергию, встряхнуть. 

Когда вызов работает

Если клиент/сотрудник не развивается, знает, что надо делать, но не делает.
В executive-коучинге, когда клиент не может выйти из роли начальника и строит отношения с коучем в этой привычной для себя парадигме.
Когда клиент/сотрудник привычно «угнездился» в своём взгляде на мир, или в привычной роли и не замечает этих ограничений, более того, настаивает, что должны поменяться все и всё вокруг.
Если коуч «застрял» и его привычные подходы и паттерны не работают.

Провокативный подход бывает разным, жёстким и очень жёстким, но это мне не близко. Я остаюсь коучем, я пропитана философией партнёрства и принятия, но иногда вызов нужен, чтобы помочь клиенту двигаться, посмотреть по-другому на свою ситуацию, свои действия. 

Важно отметить, что провокативный подход требует от коуча или управленца опыта, хорошего чувства юмора, чувства такта и чувства меры, глубокого присутствия и партнёрства, а также учёта индивидуальных особенностей клиента/сотрудника, веру в его самостоятельность и антихрупкость, и… внутренней силы и смелости быть честным с клиентом/сотрудником.

Психолог Эрих Фромм говорил: «Я убеждён, что никто не может «спасти» своего ближнего, сделав за него выбор. Всё, чем может помочь один человек другому, — это раскрыть перед ним правдиво и с любовью, но без сантиментов и иллюзий, существование альтернативы».

Читайте также по теме: