Определение. Модель Дюпона (The DuPont System of Analysis) – метод финансового анализа через оценку ключевых факторов, определяющих рентабельность организации (ROE). С ее помощью исследуют динамику ключевых показателей эффективности компании:
оборачиваемость чистых активов
рентабельность активов (ROA)
рентабельность собственного капитала (ROE)
экономический рост компании (SG)
средневзвешенную стоимость капитала (WACC)
Модель Дюпона используется для определения рентабельности активов
На сегодняшний день существует три вида модели Дюпона, формула каждой из которых отличается количеством факторов, используемых для нахождения оценки (двух-, трех— и пятифакторные модели).
Двухфакторная модель определяет влияние двух факторов на рентабельность активов (ROA):
ROS (Return On Sales) – коэффициент рентабельности продаж, показывающий способность организации генерировать прибыль на каждый рубль выручки;
Kоа – коэффициент оборачиваемости активов, показывающий степень эффективности, с которой организация использует свои активы для генерации выручки.
Но наибольшее распространение получила трехфакторная модель рентабельности собственного капитала (ROE):
LR (Leverage ratio) – коэффициент капитализации (финансового левериджа), показывающий степень использования долгового финансирования. Чем выше его значение, тем выше риск и неопределенность ожидаемой рентабельности собственного капитала.
Пятифакторная модель DuPont более подробна. С ее помощью можно дополнительно оценить влияние налоговой ставки и процентов по заемному капиталу.
TB (Tax Burden) – коэффициент налогового бремени,
IB (Interest Burden) – коэффициент процентного бремени.
История. Модель разработана в 1919 году компанией DuPont на основе концепции взаимосвязанных показателей Альфреда Маршалла, описанной им в книге «Элементы отраслевой экономики» в 1892 году. Инициатором ее создания считается электротехник Фрэнк Дональдсон Браун, который пришел в DuPont на должность продавца, а впоследствии помог своей компании приобрести 23% акций General Motors и привести в порядок финансы этого автогиганта. Вклад Брауна в успех GM привел к тому, что модель Дюпона стала доминирующей в финансовом анализе компаний США до 1970-х годов. С ее помощью впервые удалось связать в одну структуру показатель ROA, характеризующий отдачу, получаемую от вложенных в деятельность организации средств, и два факторных показателя – рентабельность продаж и ресурсоотдачу.
Применение. Модель фокусирует на повышении эффективности через работу с показателями. Она является сильным аналитическим инструментом, отвечающим на вопрос, почему та или иная компания приносит больше прибыли, чем ее конкуренты, и помогает инвесторам снизить свои риски. Но даже если ROE компании не меняется, модель все равно может быть полезна. Допустим, ROE остался неизмененным, а компания опубликовала свои показатели. Анализ сможет выявить, что и рентабельность, и оборачиваемость активов упали – два негативных сигнала, и единственное, что поддержало ROE, это увеличение кредитного рычага.
Преимущества и ограничения. Модель позволяет оценить эффективность компании в сравнении с другими конкурентами внутри одного рынка, но точность анализа зависит от качества данных бухгалтерской отчетности.