Определение. Бизнес-архитектура – это схематичное описание отношений в организации, используемое для синхронизации стратегических целей и тактических потребностей и показывающее:
что бизнес создает,
как бизнес производит и доставляет ценность потребителю,
как бизнес взаимодействует с поставщиками и партнерами,
как взаимодействуют организационные единицы,
как и на каком языке сотрудники общаются между собой.
Фреймворк бизнес-архитектуры
Если бизнес-модель, например модель Остервальдера, концептуально показывает, как компания достигает свои цели, то бизнес-архитектура детализирует это описание. Метамодель бизнес-архитектуры (Business Architecture Metamodel), предложенная гильдией бизнес-архитекторов1, представляет собой расширенную схему с описанием отношений между девятью доменами бизнес-архитектуры2:
1
организация – систематически структурированная общность людей, управляемая для достижения общей цели на постоянной основе;
2
организационная способность – умение бизнеса, которым он обладает или обменивается для достижения цели;
3
инициатива – набор действий, выбранный для выполнения в рамках стратегий и направленный на развитие организационной способности;
4
информация – стратегический актив, способствующий принятию решений и внедрению инноваций;
5
стратегия – план, объединяющий основные цели компании, политику и последовательность действий в единое целое;
6
политика – сформулированный управляющими органами принцип действий, помогающий при принятии решений в рамках стратегии и выборе приоритетных инициатив;
7
продукт – конечный результат процессов, с помощью которого бизнес создает ценность и удовлетворяет свои потребности;
8
заинтересованная сторона (стейкхолдер) – причастное физическое или юридическое лицо, у которого есть гарантированный интерес получить ценность;
9
поток создания ценности – совокупность действий по созданию выгоды для стейкхолдера из взаимодействия с организацией.
Отношения в метамодели бизнес-архитектуры
История. Понятие «бизнес-архитектура» впервые появилось в статье американского IT-консультанта Джона Захмана «Структура архитектуры информационных систем», опубликованной в 1987 году в IBM Systems Journal. В 2006 году Versteeg & Bouwman издали работу «Бизнес-архитектура: новая парадигма для объединения бизнес-стратегии с ИКТ», в которой объяснили связь между бизнес-стратегией и бизнес-архитектурой. В 2007 году консорциум Object Management Group (OMG), посчитав, что концепция бизнес-архитектуры отстает от развития IT-архитектуры на 10-15 лет, создал рабочую группу, ориентированную на проектирование отраслевых стандартов, поддержку создания и согласования бизнес-планов. В 2010 году появилась гильдия бизнес-архитекторов, которая стала работать над развитием стандартов и выпуском справочников. В 2017 году они выпустили Краткое руководство по бизнес-архитектуре – общедоступный справочник для руководителей и практиков, в котором показали разработанный фреймворк, модель и