Сериал трудно себе представить без интересного и увлекательного содержания. Его цель – вовлечь в историю с продолжением. За интересную историю и вовлекающий контент отвечает прежде всего сценарист. Ни десяток суперталантливых актеров, ни крутой постановщик не вытянут скучную историю. Не выдержит ее и зритель. Что же объединяет сценарий и вовлекающее обучение? Для начала обратимся к одной цитате.
«Эта внутренняя история и нужна людям. Без нее все скучно и безжизненно… Путь от страха к смелости. Нам интересна именно эта внутренняя трансформация».
Как вы думаете, имеют ли эти слова отношение к обучению? Мне кажется, да. В процессе обучения человек меняется, и именно это изменение является нашей обучающей целью.
Почему так происходит?
А что вы скажете, если узнаете, что автором цитаты является Браун Пол, сценарист «Секретных материалов» и «Стартрека»? В своем интервью он говорит, что нужно найти проблему героя, которая близка зрителю. В успешном сценарии герой проходит сложный путь развития, а зритель идентифицирует себя с героем. В успешном обучении, проходя путь через тернии к звездам, участник на всю жизнь запоминает это яркое ощущение озарения – от незнания к знанию, от тьмы к свету – и то прекрасное чувство «я тоже могу», которое становится историей его достижений.
Поэтому обучающий сценарий – это всегда история успеха, а главное, история интересная.
В чем же секрет написания интересных сценариев?
Технологию написания интересных историй, которая сейчас известна как сторителлинг, Аристотель называл «Поэтикой». Тем, кто любит начинать с классики, рекомендую его теорию драмы. С Аристотеля и до наших дней писатели, литературоведы и театроведы издали большое количество произведений о типовых сюжетах, которые можно брать в основу любого сценария. Список рекомендуемой литературы вы найдете в конце этой статьи. Мы же предлагаем свой перечень сюжетов, специально отобранный для целей обучения (напомню, что ключевая цель для нас – успех и изменение).
Там на неведомых дорожках, или История приключений. Этот классический сюжет определяется как трудное путешествие в поисках труднодостижимой цели. Если цель обучения трудна, но амбициозна, а путь обучения можно разделить на отрезки с собственной мини-историей, то этот сюжет более чем подходит. Здесь очень важна раздача призов за прохождение этапов в течение пути. В этот сюжет можно включать как методические приемы, взаимное оценивание, публичное принятие обязательств и награждение в финале. Сложность курса может быть высокой, но достижимой, сбалансированной, чтобы участник четко понимал, что его ждет впереди.
Примеры таких сюжетов в литературе и кино: «Золотое руно», «Одиссея», «Вокруг света за 80 дней», «Копи царя Соломона», «Поймай меня, если сможешь», «Хоббит».
Примеры таких сюжетов в литературе и кино: «Золотое руно», «Одиссея», «Вокруг света за 80 дней», «Копи царя Соломона», «Поймай меня, если сможешь», «Хоббит».
Кто был ничем, тот станет всем, или История достижений. Это сюжет выделяют многие авторы, и он как нельзя лучше подходит для краткосрочного профессионального обучения с ярким финалом, например выходом на определенный уровень дохода. Осторожно: этот сюжет используют также инфоцыгане (вроде Лисы Алисы и Кота Базилио), поэтому важно сделать все, чтобы убрать эту ассоциацию из вашего курса.
Кстати, этот сюжет чаще всего встречается в корпоративном обучении, когда организация разрабатывает карьерные маршруты и четко увязывает обучение и уровень достижений.
Методические приемы такой обучающей истории:
максимально объективное оценивание (туфелька для Золушки),
наличие сильных менторов или тьюторов (фея-крестная),
соревнование в ходе обучения (танец с принцем).
Оценивание назначается в начале и в конце курса. Участники также должны быть информированы о нем, чтобы понимать уровень своего прогресса и его значительность.
Примеры таких сюжетов в литературе и кино: уже упомянутая «Золушка», «Аленький цветочек», «Прометей», «1+1», «О попе и работнике его Балде».
Существуют и другие сюжеты, не менее эффективные для целей обучения. Например, «Как победить монстра» и некоторые другие. В чем заключается их ценность и как лучше вписать их в учебный курс, вы узнаете из следующей статьи.
Рекомендуем интересующимся этой темой:
1
Черняк, В. З. Рукотворное чудо. Время перечитывать. М.: КноРус, 2017.
Похожая на самиздат книга написана вовсе не филологом, а экономистом… Сюжетам посвящена отдельная глава.
2
2. Борхес, Х. Л. Четыре цикла // Проза разных лет. В переводе Б. Дубина. М.: Радуга, 1984.
Микрорассказ, являющийся попыткой Борхеса вместить всю литературу, сказки и мифы в четыре основных сюжета.
3
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое издание. М.: Олимп; Издательство ACT, 1996.
Компактные пересказы шедевров мировой литературы, которые, конечно, не заменят оригинальные произведения, но послужат хорошей основой для поиска своего сюжета.