Когда профессор Гарвардского университета Говард Гарднер разрабатывал свою теорию множественного интеллекта, он скорее всего не подозревал, что открыл если не ящик Пандоры, то целое течение, которое будет уносить увлеченных его идеей все дальше и дальше.
Благодаря этим апологетам мы сейчас говорим управленцам и их командам о важности развития эмоционального интеллекта, предлагаем погружаться в глубину эстетического интеллекта и рекомендуем прокачивать конативный интеллект. Все это пригодится организациям, выбравшим человекоцентричность в качестве доминирующего вектора изменений. И не только.
В списке интеллектов было упомянуто слово «конативный». Что оно означает и как высокий уровень конативного интеллекта помогает осмысливать свои желания, сонастраивая их с долгосрочным благополучием в жизни и бизнесе, расскажем в этой статье.
Конативный vs когнитивный
Желать, проявлять волю, намереваться и стремиться исполнять свои желания и двигаться к намеченным целям – в начале прошлого века психологи обозначили это свойство человека термином «конация» (conation). Американский психолог-экспериментатор Эдвин Боринг вплел его в нужном для себя контексте в «Историю экспериментальной психологии» (1929 год).
Нельзя сказать, что слово «ушло в народ», как это много раз случалось с другими специализированными определениями из области психологии. Доказательство – лексикограф Норман Шур недавно включил conation (конацию) в число 1000 самых сложных (или часто забываемых, или неизвестных) слов в английском языке.
Немудрено, что интернет-поисковики, реагируя на присутствие в запросе слова «конативный», стремятся каждый раз исправить его на «когнитивный».
Чтобы не путать два этих понятия, напомню, что когнитивная деятельность относится к психическим процессам, таким как восприятие, память и мышление. Конативная имеет отношение к той части нашего разума, которая заставляет нас действовать и достигать наших целей. Простыми словами, когнитивное – это мышление, а конативное – это действие.
Хотя когнитивные и конативные процессы различны, они оба необходимы для успеха в различных сферах жизни. Люди с сильными когнитивными навыками эффективнее обрабатывают и интерпретируют информацию, а люди с сильными конативными (волевыми) способностями лучше ставят цели, проявляют инициативу и поддерживают мотивацию.
В образовательной среде часто отдают предпочтение когнитивным подходам. Это связано с тем, что учащиеся должны сохранять получаемую информацию, а когнитивные методы, такие как запоминание и повторение, могут быть эффективными для достижения этой цели. Однако конативные подходы также могут быть полезны, например, когда учащихся необходимо мотивировать или вдохновлять на обучение.
Когда речь идет о бизнесе, выбор между когнитивным и конативным подходами может зависеть от конкретной задачи. Например, если целью является решение сложной проблемы, когнитивные методы, такие как анализ и критическое мышление, могут оказаться более эффективными. С другой стороны, если цель состоит в том, чтобы мотивировать сотрудников или клиентов, более подходящими будут конативные методы, такие как убеждение и эмоциональные призывы.
Интересно, что культурные различия также могут влиять на то, как используются когнитивные и конативные функции. Например, в некоторых культурах больший упор делается на индивидуализм и аналитическое мышление, а в других – на командную работу и практическое применение.
Теория конативного интеллекта
Концепция эмоционального интеллекта стала популярной благодаря одноименной книге психолога и журналиста Дэниела Гоулмана (Emotiona Intelligence, 1995), ставшей международным бестселлером. Он базировал свой контент на теории, которую в 1990 году разработали психологи Джон Д. Майер и Питер Саловей.
У популяризации конативного интеллекта похожая история. Апологетом этой теории стал Лобсанг Тенпа, позиционирующий себя в качестве буддийского переводчика и инструктора по медитации и практикам осознанности.
В своей книге он знакомит читателей с идеей доктора Алана Уоллеса, «рассматривавшего способность людей желать и стремиться в виде динамичной системы, которая активно взаимодействует с другими аспектами психики».
Такая система, как считает Уоллес, способна находиться в нескольких базовых состояниях. Всего их четыре:
Главное здесь – равновесие. Автор теории рекомендует попытаться приложить каждый из представленных вариантов к целям и желаниям, касающимся как личной, так и профессиональной жизни, чтобы понять, «находимся ли мы в уравновешенном состоянии».
Человек, находящийся в конативном равновесии, согласно теории способен ставить перед собой различные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективы таким образом, чтобы это помогало двигаться вперед, не жертвуя повседневными радостями.
Выявленные гиперактивность, дефицит и дисфункция – это уход от равновесия. Если в ходе самоанализа замечена гиперактивность, это означает, человек имеет навязчивую одержимость планами на будущее. Дефицит указывает на «отсутствие устремлений и невозможность вообразить большие уровни счастья и процветания». Дисфункцией в данном контексте считается «стабильное стремление к реализации разрушительной цели». Пример от Лобсанга – популяризация вредных привычек.
Попытки выйти из трех неблагополучных состояний в сторону равновесия засчитываются как стремление повысить свой конативный интеллект.
Конативный самоанализ
Для выявления уровня конативной активности Лобсанг предлагает поискать ответы на три простых вопроса.
Ответ на вопрос, касающийся выбора стратегии, как отметил Лобсанг, может показать, что человек чрезмерно сосредоточился на внешних показателях успеха или же ему важно только внутреннее развитие.
Если такой перекос присутствует, уже можно думать, как восстановить баланс. По словам автора книги, «равновесие между внутренними и внешними формами развития представляется наиболее разумным решением с точки зрения реализации долгосрочного видения».
Здесь интересно узнать, считает ли человек окружающих всего лишь пешками в своей стратегической игре, игнорируя их чувства и желания, или проявляет достаточно чуткости и эмпатии, чтобы соотнести благополучие других со своим собственным.
Если конативный самоанализ проводит руководитель и эмпатия присутствует у него в должной мере (он знает и учитывает желания других), это говорит о его способности формировать перспективные команды, повышать групповую эффективность. Значит, в такой организации можно построить крепкую корпоративную культуру, основанную на ценностях, которые все разделяют.
Конативная гигиена
Люди – не статичные статуи, замершие на века как китайские нефритовые воины. А потому – реагируют на происходящие в мире изменения, на внешние вызовы. Цели и желания могут меняться. Это нормально. Чтобы при этом сохранять то самое равновесие, автор теории рекомендует соблюдать конативную гигиену.
Что это значит, несложно догадаться. Это регулярный конативный анализ с вопросами, которые можно задавать самому себе, озвучивать на индивидуальных коучинговых встречах или в процессе работы с командой.
Чтобы поддерживать себя в «конативном тонусе», можно применять различные практики, повышающие и укрепляющие осознанность, составлять или корректировать карты желаний.
Лобсанг считает, что «если регулярно спрашивать себя, насколько наши цели сонастроены с долгосрочным благополучием и учитывают интересы максимального числа людей, появится шанс уберечь себя от гиперактивности, дефицита и дисфункции и постепенно прийти к состоянию устойчивого конативного равновесия».