Что такое команда? Это группа людей, каждый из которых в условиях высокой неопределенности работает на общий результат («отвечает» за него).
Если в вашем деле нет высокой неопределенности, но вам почему-то хочется, чтобы все ваши люди работали одной командой, могу предсказать, что вы и являетесь основным источником высокой неопределенности для них. Прежде чем «создавать команду» из своих людей, нужно разобраться сначала, что именно вы хотите от них и как вы свои хотелки доносите.
Как создать/усилить команду? Долгое время для этого использовали веревочные курсы, квесты и разного рода психологические тренинги. Пытались сплотить членов команды через совместное преодоление игровых препятствий и личностное взаимопонимание/самораскрытие.
Да, веревочный курс − это лучший тренинг по созданию команды… Но люди, командообразованные на то, чтобы преодолевать игровые препятствия, или на лучшее личностное понимание друг друга, не остаются автоматически командой, когда им нужно добиваться бизнес-результатов.
Почему-то» все, что они наработали на веревочных и психологических тренингах, улетучивается, как только у них возникает обычная и естественная в условиях высокой неопределенности несогласованность по поводу распределения ответственности, полномочий или вознаграждений.
В последнее время клиенты все чаще спрашивают о методике создания и усиления команд Патрика Ленчиони. Его самая известная книга – «Пять пороков команд». В России его фамилию транскрибировали как «Ленсиони». Но в личном общении Патрик откликается именно на «Ленчиони».
Являясь бизнес-партнером компании Wiley, я привез методику Патрика в Россию.
И как в случае уже 24-летней давности, когда я привез в Россию Классическое Ситуационное руководство (Situational Leadershipâ – реально работающее, а не попсовое SLII (II означает «второе») по Кену Блэнчарду), то увидел, что в российских реалиях она требует небольшого дополнения.
Образно говоря, в Америке, когда создается команда, члены команды знают, для чего она создается. А у нас – не всегда.
Поэтому к пяти условиям/признакам согласованной команды по Ленчиони я добавил в самом начале еще один – Ясные ориентиры.
Итак, если вы хотите создать/усилить команду, нужно позаботиться о следующих моментах:
Вот почему большинство стратегических сессий обычно малополезны. Они начинаются с нацеливания на результат без проработки предыдущих пяти условий согласованной команды. Но нет смысла обсуждать будущие результаты, если в настоящем недостаточно доверия и готовности к конструктивным конфликтам.
На сессии стратегического диагностического согласования STRADIS команда, получив от лидера ясные ориентиры (которые, если нужно, я помогаю ему сформулировать еще до STRADIS), согласовывает:
Так в команде усиливается не только взаимодоверие, но и способность конструктивно проходить через конфликты, и приверженность принимаемым решениям. Это создает прочную основу для взаимной подотчетности через обмен обратной связи и для нацеленности на актуальный общий результат при реализации поставленных на основе наработанного на STRADIS целей и задач.