Как оценить качества сотрудника с помощью SJT | блог Новая Эпоха

Как оценить метакомпетенции

8 мин
8422
Как оценить метакомпетенции обложка для статьи
Начало ХХI века отметилось тотальным применением компетентностного подхода. Однако он идеален только в том случае, если речь идет о выполнении задач, которые можно точно описать. Как только вы сталкиваетесь с более сложной деятельностью, то сразу же оказываетесь перед огромной вариативностью способов, которыми можно достичь одной и той же цели. Еще одна трудность – быстро устаревающие знания, которые в самых прогрессивных отраслях перестают давать конкурентное преимущество уже через полтора-два года. С попыткой применить компетентностный подход к новой реальности связано понятие метакомпетенции.

Что это такое?

Компетенция (от лат. competere – соответствовать) – это результат профессионального опыта, который можно продемонстрировать здесь и сейчас.

Под компетенциями подразумевают комбинацию:


способностей и навыков человека («умею»);

контекста, способствующего осуществлению действия («можно – надо»);

движущих мотивов («хочу»), позволяющих самостоятельно достигать результатов.

С метакомпетенциями всё намного сложнее. В статье 1991 года  Д. Флеминг1 описал мета-компетенции как «то, что позволяет увидеть конкретную компетенцию в более широких границах понимания».

Метакомпетенции по Ф. Деламеру и Дж. Винтертону
Чаще всего их определяют как лежащие в основе компетенций способности, умения и личностные характеристики. Например, Ф. Деламер и Дж. Винтертон2 представляют метакомпетенцию как надстройку, облегчающую приобретение и развитие навыков. Т.Д. Нельсон и Л. Наренс3 считают, что метакомпетенция связана со знанием своих сильных и слабых сторон. В последние годы исследователи стали соотносить метакомпетенции со структурой интеллекта, то есть с когнитивным стилем личности или типом рефлексии, к которому она склонна. Например, если человек хорошо извлекает уроки из прошлого (ретроградная рефлексия), но избегает просчитывать последствия своих действий в совершенно новых ситуациях (перспективная рефлексия), то уровень его навыков в стратегическом планировании будет не выше обычных требований к линейному менеджменту.

Таким образом, главные отличия метакомпетенций от компетенций состоят в том, что они:


направлены на решение новых, сложных или уникальных задач;

проявляются в условиях изменений как комплексы социально-адаптивных качеств.

Метакомпетенции сотрудника, необходимые для успешной работы в бизнес-средах

Как это работает?

Метакомпетенции охватывают фундаментальные вопросы адаптации людей, поэтому их развитие проблематично в коротких программах обучения. Сделать это можно только двумя путями:


подбором людей с развитыми метакомпетенциями,

значительными инвестициями в непрерывное обучение сотрудников.

Как понять, что в компанию пришли люди с нужными метакомпетенциями или что сотрудники заметно приросли надпрофессиональными навыками за период обучения? Ведь чтобы оценить компетенции, нужно сначала собрать эмпирические данные и соотнести уровень знаний и умений с текущими результатами труда. Но с метакомпетенциями это не сработает: пока вы соберете, обработаете данные и убедитесь, что модель была успешна, условия снова могут 10 раз поменяться.

Как же получить оценку метакомпетенции? Ищите универсальную ситуацию, реакция на которую станет показателем того, насколько она развита. Компания ценит ответственность? В резюме каждый кандидат представит себя как сверхответственного. Опишите ему ситуацию, чтобы увидеть, как именно человек ответственен: перед вами, как перед начальством, или он ответственен за результат своей работы и ради него способен пойти даже наперекор вашим прямым указаниям.

Человек ситуативно склонен вести себя так, как ему кажется правильным. Поэтому тесты ситуационных суждений оказываются самым подходящим инструментом для оценки метакомпетеций. С их помощью можно оценить мотивы, установки и ценности, а также личностные качества, которые не ложатся в прокрустово ложе эмпирически доказательных моделей. И при этом не нужно каждый раз опираться на стороннего интерпретатора. Ответы «Отработаю вопреки устаревшей инструкции» и «Буду ждать ваших указаний» дадут однозначную картину того, с кем вам действительно по пути.

Что влияет на результат?

Как понять, какие метакомпетенции будут востребованы? Сегодня можно встретить множество классификаций метакомпетенций или, как их еще называют, надпрофессиональных компетенций или компетенций будущего. Например, в «Атласе новых профессий», представленном Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив, перечислены актуальные в ближайшие 15–20 лет метакомпетенции. Среди них можно найти мультиязычность и мультикультурность, навыки межотраслевой коммуникации, экологическое мышление и т. д. Дж. Соланд, Л. Гамильтон, Б. Стехер предлагают обратить внимание на следующие:


когнитивные – академическое мастерство, критическое мышление, креативность;

межличностные – коммуникации и сотрудничество, лидерство, глобальное сознание;

внутриличностные – умение учиться, внутренняя мотивация, выдержка.

В отчете The Future of Jobs 2016 эксперты отметили, что в 2020 году начнет падать ценность переговорных навыков и активного слушания из-за роста объемов письменной коммуникации и визуализации, но при этом внимание к эмоциональному интеллекту снова возрастет, так как управление своими эмоциями и распознавание их в онлайне становится еще одним вызовом для руководителей. В 2020 году эксперты особо выделили группу навыков самоуправления, включив в нее активное обучение и обучающие стратегии, а также жизнестойкость, стрессоустойчивость и гибкость.


В 2017 году BCG в своем отчете «Россия 2025. От кадров к талантам» сформулировала целевую модель компетенций-2025 под девизом «Эволюционируй или вымрешь». Модель BCG включает в себя когнитивные, социально-поведенческие и цифровые навыки, среди которых можно встретить метакомпетенции «адекватное восприятие критики», «управление стрессом» и «работа в условиях неопределенности». В Сбербанке в 2019 году среди самых востребованных качеств профессионала в будущем назвали три:


креативность,

системное мышление,

умение достигать результатов.

Можно ли развивать метакомпетенции? На этот вопрос чаще всего отвечают положительно, но с одной оговоркой: ядром метакомпетенций является тип рефлексии, то есть способ, которым вы познаете мир и формулируете решения своих задач. Обучение не заставит вас «мыслить по-другому», оно просто поможет вам мыслить тем же способом, но быстрее, шире, системнее. В том же стиле, но лучше.


1Fleming D. (1991). The concept of meta-competence // Competence and Assessment. Vol. 16. Pp. 9–12.

2Delamare Le Deist F. & Winterton J. (2005) What Is Competence? Human Resource Development International. Vol. 8:1. Pp. 27-46.

3Nelson T.D., Narens L. (1990). Metamemory: a theoretical framework and new findings. The Psychology of Learning and Motivation. Vol. 26. Pp. 125-173.

Читайте также по теме: