Какие перемены происходят на рынке систем корпоративного обучения и с какими ожиданиями бизнеса этот рынок сейчас сталкивается? Поиску ответов на эти вопросы международный эксперт в сфере управления талантами и основатель исследовательской компании Bersin by Deloitte Джош Берсин посвятил январскую публикацию в своем блоге.
Эффективность корпоративных университетов
Эксперт подчеркнул, что потребности бизнеса постоянно растут, а актуальные ранее технологические решения удовлетворить их уже не в состоянии. Для подкрепления своих слов он сослался на результаты исследования рынка L&D Growth in the Flow of Work («Обучение в процессе работы»), которое было опубликовано летом минувшего года, отметив, что лишь в 12% компаний отделы обучения реально эффективны.
По мнению Берсина, лучшие результаты в настоящее время демонстрируют не корпоративные университеты, работающие над условным «качеством учебных программ» или «удовлетворением пользователей», а те, что нацелены на измеряемый и заметный рост. Они занимаются «прокачиванием» сотрудников и их навыков, чтобы реально помогать бизнесу и карьере этих людей.
«Академии развития способностей»
В своей статье Берсин решил задать новый тренд на рынке обучения – Capability Academies Systems («Академии развития способностей/возможностей»). Некоторые российские эксперты в области L&D, ознакомившись с публикацией, поспешили заявить, что «LXP уже устарели» и на смену им идут CAS (Capability Academies Systems). Но это не совсем верная трактовка идеи Берсина.
Если очень упростить, то идея состоит не только в том, что теперь нужны новые платформы, а в том, что меняется сама парадигма и концепция современного корпоративного обучения. И будущее сейчас за концепцией Growth Relevance.
Пока нет еще устоявшегося перевода данного термина, но можно говорить о том, что это про развитие навыков и мастерства под конкретную потребность бизнеса и самого человека. Туда входят инструменты и управления талантами, и карьерного развития, и «Академии развития способностей/возможностей.
Можно сказать по-другому, еще проще. В LMS было легко отладить, как и какие курсы назначать людям. При том что для LMS сами курсы это некий «черный ящик». Чаще всего, «электронная книжка + тест» или обычный тренинг/вебинар.
В случае с LXP мы пытаемся еще и подобрать подходящий для человека формат контента под его потребности.
Платформа типа Capability Academies настроена на сам процесс быстрого и эффективного получения необходимых навыков и конкретных результатов (повышение эффективности, новые должности, проекты и т. п.).
Лучшие методики, механики и технологии эффективного современного обучения с учетом специфики темы в CAS уже заложены. Условно, там «смешенное обучение» и эффективный «тьютор». Причем это не головная боль методиста и организатора, а естественная часть организации обучения на платформе. То, вокруг чего было столько споров и дискуссий, зашито в саму основу данных платформ, и это очень интересная тенденция.
При этом пока мы видим, что такие платформы сейчас преднастроены под определенный контент и тематики (IT, Лидерство, Бизнес). Это логично. При этом уже есть и попытки создания универсальных инструментов (что спорно, так как можно потерять эффективность и снова вернуться к LMS/LXP).
Есть ли будущее у LMS и LXP?
Придут ли CAS на замену существующим LMS и LXP? Сейчас можно сказать, что LXP, в какой-то степени, так и не успели сформироваться как платформы и стали частью функционала хороших LMS. И, кажется, будущего у LXP уже нет, потому они срочно будут «переобуваться» в CAS.
Станет ли CAS частью больших LMS? Возможно, но пока, скорее всего, мы увидим появление новых интересных элементов в образовательных экосистемах. Хорошо, если это позволит данные экосистемы немного упорядочить и убрать множество мелких узкоспециализированных инструментов, но это не точно.