Доверие руководителя | блог Новая Эпоха Управления
Коммуникации

Экономика доверия

Открытость и доверие как эффективный инструмент руководителя в эпоху перемен

8 мин
300

Экономика доверия обложка

Устойчивость дает возможность двигаться вперед и встречать вызовы, не ломаясь при встречном ветре. Как ее сохранять в сложных ситуациях, какие принципы и какие подходы можно для этого использовать?

Речь пойдет о неочевидных вещах в устойчивости, как доверие, открытость и умение находить взаимовыгодные решения. Это непросто, но мы же не ищем легких путей.

Доверие в социологии и психологии — открытые взаимоотношения между людьми (либо между человеком и субъектом), содержащие уверенность в порядочности другого человека (субъекта), с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях. Доверие считается одной из основ социальных институтов.

Доверие в экономике и менеджменте

Доверие имеет прямое отношение к экономике. Когда оно снижается, то скорость транзакций уменьшается, а затраты резко растут. Показатель снижения доверия: востребованность в дополнительной проверке документов и товаров, работа исключительно по предоплате, дополнительные страховки, привлечение посредников в качестве гарантов. Все это существенно осложняет процесс заключения сделок и может приводить к убыткам.

Помимо заключения контрактов, доверие играет важную роль в организации эффективной работы внутри компаний. В эпоху перемен ориентир на доверительные и открытые отношения между руководителями и командой, между сотрудниками, с партнерами и клиентами быстро конвертируется в хорошие деньги для бизнеса.

Пандемийный период с переводом сотрудников на удаленку, когда люди стали ориентироваться на результат, а не на количество отработанных часов в офисе, сделал эту конвертацию более устойчивой и существенной. Чтобы сохранить эти достижения после пандемии, нужно продолжать делать ставку на доверие.

Инструмент руководителя

В работе руководителя доверие – инструмент. Обычно это понятие используется вне официальных отношений, и напрасно. Бизнес-процессам, бережливому производству, безопасности на производстве можно научить. Важно думать о людях в процессах. На людей мы опираемся, с людьми мы разговариваем, с ними мы производим все наши продукты.

Что мы обычно имеем в любой сложной системе? Множество переплетенных интересов коллег. Во что это обычно «выливается»? В огромный ворох переписки с изложением своей позиции, кучу резолюций для исполнения, большие совещания с криком и ором (ор не всегда, но желателен). И дальше подсчет очков!

Ну что-то типа того:


Как я его уел, он не смог ответить на простой мой вопрос!

А вы видели, видели? Она пятнами пошла, руки затряслись, это ей за…

Дальше подставляйте любую рабочую ситуацию: что два года назад Мария Ивановна не согласовала счет, и оплата прошла в другом месяце, и вас ругал начальник. Чем дольше вы работаете в компании, тем больше у вас таких ситуаций. Они превращаются в опыт и повторяемость, рутину, бесконечное подтверждение, что вокруг все очень сложно… и только ты стоишь на защите интересов добра и света. Это обычный круг для нас.

Выигрышная позиция

Но можно ведь поступать иначе: начать общаться с коллегами, прекратить видеть врагов в тех, кто может быть соратниками. Можно по-другому решать проблемы: обходясь без принципа «ни пяди врагу».

Наверное, для кого-то это прозвучит как открытие, но люди не хотят конфликтовать, хотят решить проблему быстро и просто.  Вы, может быть, слышали, как совещание, где никто не поругался, часто заканчивается словами «вот всегда бы так!». Не потому, что все такие хорошие, а потому что конфликт энергозатратен и не всегда заканчивается в вашу пользу.

Причем оба участника конфликта часто не знают, выиграют они или проиграют. Поэтому решение вопросов с точки зрения доверия – это выигрыш для обеих сторон. Вы доверяете профессионалам, сидящим напротив вас.

И еще один плюс: у вас накапливается социальный капитал в виде положительных связей с коллегами, которые, в свою очередь, начинают относиться к вам также положительно. Ваша репутация не только пойдет впереди вас, и вам будет легче работать, но и настроение каждый день будет отличное. И вообще, делать коллег чуточку добрее очень приятно.

Договариваться можно проще, чем многие думают. Важно осознать, что другие коллеги не всегда ждут, когда ты ошибешься, а готовы помогать; что общая цель важнее частных ошибок.

Всегда стоит искать точки соприкосновения – разница в позиции и отрицательные вопросы всплывут и так…

В долгосрочной перспективе стратегия, направленная на сотрудничество и доверие, дает больше результата, чем «перетягивание каната» между подразделениями или предприятиями, или отдельными питающими друг к другу неприязнь личностями.

Я в своей работе руководствуюсь сначала положительными характеристиками. Отрицательное само придет, а хорошее надо разглядеть. Ну и мне от этого тоже бонус: вокруг много отличных коллег. Разве не здорово?
Наталья Агеева, директор департамента документационного обеспечения и организационного развития ПАО «ГМК «Норильский никель»

Первые шаги по пути открытого взаимодействия

Вот несколько тезисов, которые можно взять на вооружение, чтобы начать использовать доверительную модель работы в коллективе, стараться взаимодействовать с людьми, что называется, с открытым забралом.


Ваша приветливость разоружает коллег: улыбайтесь, даже если вы говорите неприятные вещи. Говорите их в нейтральном или доброжелательном тоне.

Не бойтесь быть простыми и искренними при общении на разнообразных встречах. Будьте самими собой – люди чувствуют искренность. Есть такое прекрасное выражение: честность – лучшая политика.

Задавайте вопросы, не думайте, что вы покажетесь некомпетентными, наоборот, это покажет вашу заинтересованность. Настоящий профессионал очень редко не отвечает бодро на вопросы по его теме. Ему хочется, чтобы все разбирались в его сфере, – это ж так здорово заниматься любимым делом. Не бойтесь переспросить и рассказать, как вы это поняли, чтобы проверить, так ли думают коллеги или вы опять говорите на разных языках.

Никогда не пренебрегайте возможностью сделать что-то важное для коллеги, особенно если вам это не трудно. Это работает на ваш социальный капитал.

Делитесь своими идеями даже с теми, кто ничего не понимает в ваших вопросах/процессах. Старайтесь при этом быть понятными. Всегда помните, что коллеги могут не разбираться в вашем вопросе, не потому, что глупее вас, а просто они компетентны в своих областях, в которых вы не очень-то сведущи.

Горизонт возможностей

Использование такой доверительной модели в вашей работе даст вам возможность дополнить свой управленческий инструмент, по-другому взглянуть на коллег и повысить себе и другим настроение на работе. Человек может оценить только то, что сам попробовал. Попробуйте. Вы ничего не потеряете, а только расширите ваш горизонт возможностей.